|
сдерживать развитие - тоже плохо, если считать идеалом скорейшее и
прямолинейное приближение к цели; однако эволюционное развитие отнюдь не
прямолинейно, а каждая достигнутая цель в значительной мере обесценивается
следующей, и хотя привыкнуть к этому довольно трудно, иметь в виду необходимо.
* * *
Структуры, характерные для различных тонких тел, отличаются по своим типам. Эта
тема в настоящее время практически не исследована, хотя, по мнению автора,
весьма актуальна. Поэтому он изложит некоторые свои соображения на эту тему,
никак, впрочем, не претендуя на глубокое ее раскрытие.
Атманические структуры обладают высоким уровнем связности и абстрактности, к
которому не приспособлены естественные (и искусственные) языки. Все попытки
мистиков описать свои впечатления от подъема точки сборки в атманическое тело
наталкиваются на неприспособленность для этого обычных слов, понятий и образов.
Одно из главных атманических ощущений это единство и общность судьбы человека и
мира, единство пространства и времени, близость казалось бы бесконечно далеких
от него объектов и явлений. Излюбленный восточный образ, показывающий на
атманическом плане соотношение человека и мира (Бога) это волна в океане...
Структуры и законы объекта тесно связаны с символической системой, с помощью
которой они описываются. Для атманического плана характерны символы, плохо
поддающиеся семантическому расчленению; типичные примеры
это древнекитайское деление мира на взаимопроникающие женское и мужское начала
инь и ян единый в трех ипостасях христианский. Когда человек хочет в речи
обозначить атманический план, он исполняется священным трепетом и говорит слова
как бы с прописной буквы: Верность, Служение, Добро, Истина и т.п., причем
сочетать их во фразы очень трудно: любая конкретизация смысла опускает вибрации
на буддхиальный, каузальный или даже ментальный план. Для атманических объектов
характерны абстрактность, тотальность и универсальность - каждый из них может
быть приложим к любой ценностной сфере, представляет собой одновременно и часть
мира, и некоторый взгляд на мир в целом, и его символическое отражение. Кроме
того, каждый атманический объект (и отношение между объектами) уникален -
других таких нет. Именно поэтому универсальный символ веры никогда не является
ключом выхода в атманический план, то есть к прямому общению с Богом, и от
человека для этого требуются дополнительные персональные усилия, характер
которых может быть найден только им самим, и то же относится к поискам идеала
или главного направления жизненного пути.
Вообще атманических структур известно довольно много: каждая религия в своей
эзотерической части создает определенный атманический язык, и то же пытаются
сделать религиозные философии, но эти языки плохо передаются через ментальный
план (в частности, через книги, весьма к нему тяготеющие) и со временем теряют
силу; кроме того сам по себе атманический план также меняется со временем
(правильнее сказать: меняется его восприятие людьми) и некогда эффективные
языки устаревают или, по крайней мере, требуют существенного обновления и
переосмысления. Сейчас, на пороге эпохи Водолея, происходит интенсивная
перестройка как атманического плана, так и его структуры и законов, и эта
область познания нетерпеливо ждет своих исследователей.
Буддхиальные структуры обеспечивают соответствующему телу и плану гораздо
меньший уровень связности, чем атманические, так что у человека (фирмы,
государства) даже возникает соблазн совершенно отделить одни буддхиальные
объекты от других, например, формировать систему ценностей по частям, не думая
об их взаимных связях. Вообще в буддхиальное тело точка сборки заглядывает чаще
и удерживается там чуть дольше, чем в атманическом, да и естественный язык
значительно лучше приспособлен для описания буддхиальных объектов, нежели
атманических, так что первые частенько показываются из глубин подсознания, чего
нельзя сказать о вторых. Добродетели, грехи, таланты, устойчивые привычки и
черты характера, фундаментальные ценности и жизненные позиции вполне допускают
выражение в словах, но принципы их взаимосвязи, взаимовлияния и взаимных
ограничений представляют в настоящее время практически неисследованную область
знаний. Ключи к буддхиальному телу лежат, как утверждают хироманты, в линиях
рук; по крайней мере, бросается в глаза, что книги по хиромантии написаны почти
исключительно в буддхиальных терминах (спуск на каузальный уровень и
предсказание конкретных событий требует специальной подготовки и доступен лишь
немногим адептам). Вполне вероятно, что в радужке глаз зашифрована информация
об атманических структурах, но она не будет расшифрована раньше, чем будет
создан язык их описания.
Если структуру атманического тела можно сравнить с единым кристаллом, то
буддхиальная структура отчасти напоминает елку, чей ствол символизирует
атманический идеал, ветви - главные ценности, а мелкие веточки и иголки -
второ- и третьестепенные. Для ценностей характерно в одних случаях частичное
подчинение одна другой (например, данная программа является частью большей), а
в других - количественная и часто качественная несравнимость, но при этом
частичная взаимозависимость, так что, например, ликвидируя одну из них, мы
ощутимо меняем баланс всех остальных.
Каузальные структуры гораздо более свободны; их можно сравнить с разноцветной
мозаикой, причем связи отдельных событий (кусочков мозаики) существуют как по
общим линиям стыковки, так и более сложные - например, по оттенкам цветов,
символизирующим буддхиальные программы. Видение каузального плана начинается с
того, что человек начинает членить свою жизнь на события - сначала жизнь
внешнюю, много позже - внутреннюю. Подробности, соответствующие буддхиальному
плану, тоже становятся видимыми не сразу - вначале основные цвета, затем их
оттенки и сочетания. Часто человек видит не весь сплошной узор мозаики, а лишь
|
|