|
каузальному плану, означают нечто значительное большее.
Рассмотрим, например, такое событие, как сдачу экзамена по трудному курсу
какой-либо науки. Каждый студент прекрасно понимает, что выучить курс это одно,
а сдать экзамен - совсем другое. Сдача экзамена это событие, и само по себе в
человеке оно почти ничего не меняет; выучить же курс означает стать другим
человеком, который этим курсом владеет, и совершенно справедливо в начале
обучения у студента возникает чувство, близкое к отчаянию: этого я никогда не
смогу понять. В каком-то смысле так оно и есть: он, такой, каковым является в
начале занятий, понять предмет не в состоянии, но по ходу учебного года он
постепенно становится другим, и этот - качественно! - другой человек курсом уже
владеет, и для него экзамен не станет сколько-нибудь серьезным событием -
только лишь знаком окончания программы обучения.
Но для того, чтобы стать другим, нужно потратить массу душевных усилий, и
хороший студент это понимает. Он занимается добросовестно, то есть старается,
вникает в суть дела, разбирается в ней и закладывает новую информацию в
долговременную память - все это осуществимо только на буддхиальной энергетике.
Плохой студент, наоборот, халтурит, стараясь сдать экзамен, не потратив
душевных сил, а на одной лишь каузальной энергии, и некоторые достигают в этом
искусстве необычайных высот. Каузальное тело ведает кратковременной памятью, и
натренировав его, вполне можно по видимости сносно подготовиться к любому
экзамену за три дня, а затем осторожно донести фантастически разбухшее от
непереваренной информации каузальное тело до экзаменационного стола (некоторым
удается ее почти не расплескать) - с тем, чтобы на следующий день благополучно
забыть до 90 % выученных сведений.
Таковы крайности процесса обучения. Реальный студент находится где-то
посередине, но важно понимать, что каждый раз, когда в преимущественно
буддхиальный процесс обучения вкрадывается каузальная "цель", то есть студент
начинает думать собственно об экзамене, происходит соскальзывание на каузальный
план и начинается халтура: мгновенно возникает мысль о шпаргалке, появляется
искушение побольше запомнить, не разбираясь в существе вопроса, и т.п.
Конечно, нельзя окончательно разделять планы или тела и отдать решительное
предпочтение буддхиальным энергиям перед каузальными или наоборот: организм по
существу своему синтетичен, и движение любого тела отзывается на всех
остальных; автор хотел лишь отметить то обстоятельство, что буддхиальное
развитие требует буддхиальной же энергии, а работа на каузальном плане всегда
сопутствует буддхиальной революции, но никогда ее полностью не заменяет.
Пример экзамена приведен выше не случайно, поскольку он очень важен
концептуально. Вся жизнь человека современной культуры в очень большой степени
(хотя и во многом подсознательно) воспринимается им как последовательность
экзаменов и периодов подготовки к ним. Так это или не так
на самом деле - вопрос другой, и автор не склонен его обсуждать, поскольку для
любого человека реальна та картина мира, которая отражена в его буддхиальном
теле, и именно с ней ему нужно работать
Но так или иначе, буддхиальные программы всегда суть в первую очередь программы
буддхиальной же трансформации, а их каузальные манифестации - не более чем
опознавательные знаки, поставленные в потоке событий для удобства ориентации
человека - но они же могут вводить его в сильное заблуждение. Эти флажки -
отметка на экзамене, диплом об окончании вуза, счет в банке, ложа в опере -
хороши для тех людей, которые понимают, что истинное содержание жизни лишь
символизируются ими; к тому же есть множество программ, не снабженных
каузальными флажками финиша, например, связанные с отрицательными ценностями
(как оценивать работу психолога, занимающегося профилактикой самоубийств?). А
чаще всего человек не имеет даже отдаленного представления о том, что он в
данную минуту делает в буддхиальном плане тонкого мира и собственном
буддхиальном теле. Мир един, и поэтому ученый, строящий новую научную теорию,
работает в паре с богом Брамой - творцом мира; женщина, воспитывающая ребенка,
помогает богу Вишну - охранителю мира, а несчастный влюбленный, мужественно и с
достоинством терпящий невыносимую боль своего разбитого сердца, облегчает труды
Шивы - бога
-разрушителя мира - и все это вовсе не метафоры (по крайней мере, не больше,
чем остальное содержание этой книги).
Другими словами, пока у человека не открылось прямое видение буддхиального
плана, его представления о собственной работе не могут не быть лишь
смутно-интуитивными, и конкретные события ему лучше воспринимать не как прямые
свидетельства, но скорее как косвенные признаки буддхиальной
эволюции, требующие всякий раз особого толкования. Главный признак окончания
буддхиальной программы - ощущение глубокого обновления человека, расставания со
старой жизнью и картиной мира и обретение новых, в которых он чувствует себя
более цельным и лучше ощущает свое место в мире и обязанности перед ним.
Тем не менее, каузальный поток существует и сам по себе, а не только как
средство поддержки и коррекции буддхиальной эволюции, чьи основные этапы, как
правило, манифестируются в виде различных событий, но отношение к этим
манифестациям, синтезируемым Тельцом, у разных людей иногда совершенно различно,
и понять друг друга им бывает чрезвычайно трудно.
Существует, как ни странно, большое число людей с сильным буддхиальным и слабым
каузальным телами, которые живут очень напряженной душевной жизнью и мало
заинтересованы в конкретных событиях. Это, например, люди, посвятившие себя
одной идее и видящие смысл жизни только в ней самой по себе - это типично для
пассионариев, но не только для них. Бывают также люди, интересующиеся
исключительно психологической подоплекой событий, или скрытыми главными линиями
|
|