|
тонким планам. Эти законы можно открыть и научиться использовать с максимальной
выгодой для себя.
Эфирный план есть косвенное следствие физического: физические энергетические
поля создаются массами. Общее здоровье, жизненный тонус и иммунитет человека
определяются состоянием его физического тела.
Астральный план подчинен эфирному: например, залогом радостного настроения
является ощущение свежести и хорошее самочувствие. Но вообще эмоции это нечто
низшее и свойственно людям неразвитым и асоциальным (воры, проститутки,
наркоманы) или ментально неполноценным (мечтатели, поэты, музыканты, философы).
Описанная картина мира существует в общественном подсознании и проецируется на
любого человека, хочет он того или нет, независимо от того, разделяет он ее
сознательно или не разделяет, то есть согласен с ней полностью, частично или не
согласен вовсе. Это ведет к смазыванию индивидуальных и групповых миссий, к
наивному волюнтаризму, способному держаться только на грубой, чисто
атманической энергетике, то есть фанатизме. Другими словами, человек в
современном обществе как правило не может тихо-спокойно найти и исполнить свою
миссию - по дороге он в том или ином виде обязательно столкнется с плохо
понятными ему препятствиями, связанными с тем, что его собственный организм
отчасти искажен вследствие влияния на него описанного выше архетипического
квазиорганизма из шести тел с ментальным наверху и астральным внизу. Этот
уродец обладает колоссальной энергией и стремится переделать на свой манер
организмы всех людей и коллективов, причем избавиться от его влияния очень
трудно.
Какое свое тело включает человек, столкнувшись с тяжелой проблемой? Что делает
совет директоров крупной компании на своих заседаниях? Они в первую очередь
думают, фактически подменяя атманическое тело ментальным, и последствия не
заставляют себя ждать. Самые неприятные ситуации в организме возникают не тогда,
когда заболевает и выходит из строя одно из тел, а в тех случаях, когда они
начинают путаться друг с другом, и тогда помочь человеку или коллективу бывает
уже очень сложно.
Недооценка образного мышления также ведет к очень тяжелым последствиям: думать
только логично и последовательно не более удобно, чем ходить, используя только
одну ногу, а на самом деле и просто невозможно.
Существуют два представления, свойственные нашему времени и совершенно не
соответствующие действительности. Первое из них заключается в том, что
по-настоящему научное мышление логично, последовательно и точно контролируется
рассудком, наподобие доказательств теорем школьной геометрии.
Второе заключается в том, что ассоциативно-образное мышление менее ясно,
надежно и вообще "научно", чем логически-дискурсивное, опирающееся на четкие
символы конкретной знаковой системы и заранее определенные правила их сочетания.
В действительности и настоящая наука, и хорошая поэзия в равной степени
пользуются как лево - так и правополушарным мышлением и отделить одно от
другого в реальной медитации довольно трудно; однако важно понимать, что
ценность удачно найденного образа потенциально нисколько не ниже ценности
"объясняющего" или "доказывающего" что-либо рассуждения. Успехи любой науки
определяются в первую очередь силой и возможностями ее языка, то есть
символической системы, которой она пользуется для моделирования своих объектов,
и качественно новые идеи, двигающие ее вперед, как правило, требуют сильного
расширения имеющейся символической системы или замены ее целиком.
Разницу между силой действия образа и "рассуждения" знает любой человек,
занимающийся психотерапией, психологическим консультированием, да и вообще
сколько-нибудь серьезно взаимодействующий с другими людьми. Чем длиннее
логическая аргументация, тем меньше шансов, что она покажется клиенту внутренне
убедительной, хотя он и будет согласно кивать - в то время как точно найденный
образ, сравнение или метафора могут произвести гораздо большее впечатление,
если он почувствует, что они близки к истине, то есть хотя и символически, но
точно описывают его ситуацию. Конечно, психотерапевту во многих случаях легче
идти по пути логических рассуждений, но даже и в этом случае первичная
информация от клиента часто идет в форме образов, которые поневоле активизируют
ассоциативное мышление. Эффект от образа подобен воздействию картины,
рассуждение же влияет как прозаическое произведение; синтез того и другого
представлен в поэзии, являющей собой высшую форму психотерапии - в том смысле,
что разговор мастера-психолога с клиентом, независимо от характера обсуждаемых
проблем, всегда есть истинная поэма.
Ментальные эгрегоры и символические системы
Тема (или проблема) взаимопонимания между людьми и целыми коллективами
обсуждается очень давно и кажется безнадежной; нужно, однако, отличать чисто
ментальный аспект от астрального, каузального и буддхиального, что делается не
всегда и, кстати говоря, не всегда возможно. Мир един, и связи между различными
тонкими планами настолько тесны, что не удается создать символическую систему
для данного плана: на практике она всегда получает коннотации (дополнительные
значения) на планах, соседних с данными, а часто и на следующих за ними. Более
того, мощная символическая система настолько редко встречающийся объект, что
человек или группа людей, ее создающие, часто не ведают, что творят: ориентируя
ее, как им кажется, на один план, они часто ведомы другим, более тонким, к
которому на самом деле и относятся значения разрабатываемых символов. Самая
сильная символическая система - естественный язык - обслуживает одновременно
все планы, но рассчитана преимущественно на средние пять: от буддхиального до
эфирного. Поэтому каждый текст, даже сознательно ориентированный автором на
один из этих планов, может быть прочитан на любом из остальных четырех, причем
|
|