|
неэффективны.
Итак: ментальный план принципиально многомерен, и понятия приоритета,
истинности и ложности существуют только в рамках достаточно узких символических
систем типа математической логики или арифметики, которые не имеют сами по себе
прямого отношения к реальности и каузальному плану (к последнему относится
такая процедура, как принятие решения). Поэтому говорить о законах или правилах
мышления можно только условно, то есть всегда ограничиваясь при этом
определенным ментальным эгрегором, но не покушаясь на план в целом. Иммануил
Кант утверждал, что законы логики, представления о пространстве и числах в
человеке априорны, то есть не являются результатом его непосредственного опыта.
Это можно воспринимать как существование связи ментального эгрегора
человечества ("ноосферы") с соответствующими фрагментами Мирового Разума -
однако там есть и другие, ничуть не менее примечательные фрагменты.
Законы это жесткие ограничения, которые лучше не нарушать, ибо в противном
случае возможны неприятности - но если очень нужно, то на этот риск приходится
идти. Как профессиональный вор смотрит на уголовный кодекс, так же математик
смотрит на логику, физик на математику, инженер на физику, а домашняя хозяйка,
купившая кухонный комбайн - на инструкцию к нему. Лучше, конечно, правила
выучить и соблюдать, но если не получается или некогда, авось и так сойдет.
Другими словами: сила, ясность и убедительность мышления в первую очередь
связана с его адекватностью, то есть удовлетворяющим потребителя уровнем
соответствия ментальной модели каузальному оригиналу. При этом процесс
построения ментальной модели - пользуется ли ее автор формальной логикой или
ассоциативно-образным мышлением, роли не играет: ни то, ни другое, ни третье
уверенности не прибавляет и не убавляет; контрольные функции, кстати говоря, в
равной мере свойственны и логически-дискурсивному, и ассоциативному мышлению -
иначе говоря, можно заметить отсутствие логики, а можно - несоответствие
целостного образа, когда отчетливо "не то" или "непохоже", хотя сказать, в чем
именно, может быть трудно. "Ну тут уж ты, брат, загнул", "забрался не в ту
степь" - типичные отзывы правого полушария в ответ на грубые ошибки мышления
любого типа, в том числе и логического.
* * *
Современное научное мышление совершенно не адаптировано к голографической
парадигме, которая, по-видимому, в ближайшее десятилетие должна быть усвоена в
самых разнообразных сферах - иначе, по мнению автора, человечество не сможет
выйти из того глобального тупика, в котором оно оказалось к концу XX века н.э.
Эта парадигма предлагает смотреть на мир как на символически отраженный в любом
своем объекте, что требует сильных изменений в методологии научного подхода:
многие допущения, казавшиеся ученому XVIII-XX вв. сами собой разумеющимися и не
вызывающими никаких возражений, становятся сомнительными или даже вовсе
неприемлемыми. Кроме того, оказывается, что многие символизмы, которыми с
удобством пользуется наука, ставя себе это в особую заслугу, сами по себе
содержат совершенно неприемлемые "молчаливо подразумевающиеся" предпосылки,
которые часто грубо искажают или вовсе обесценивают результаты исследований.
Автор не претендует на серьезную критику и ограничивается некоторыми
замечаниями и пожеланиями, отчасти отражающими, как ему кажется, дух грядущей
науки.
Математика. В основе современной математики лежит теоретико-множественная
концепция Георга Кантора, которая кардинально противоречит голографическим
представлениям.
Под множеством в математике понимается набор (совокупность) определенных
объектов, называемых его элементами, относительно которых предполагается, что
они однозначно идентифицированы (то есть четко различаются друг от друга) и
как-либо отграничены от всего остального мыслимого мира, то есть имеется
некоторое правило, позволяющее определенно сказать, является любой объект
элементом данного множества или нет.
Это определение предполагает нечто вроде тюремного порядка: имеется тюрьма
(множество) и набор заключенных (элементы), рассаженных по одиночным камерам
(идентификация). Голографический подход требует, чтобы сама тюрьма была
символически представлена у каждого из узников: например, у него должен быть ее
план, на котором на всех камерах указаны имена узников, и кроме того,
звездочкой отмечена его собственная камера. Тогда множество А, состоящее из
элементов а, б, в, что на языке теории множеств обозначается так: А={а, б, в},
выглядело бы гораздо богаче: А={ а/ {а*, б, в}, б/{а, б*, в}, в/{а, б, в*} }
-(косая черта символизирует план множества, имеющийся у элемента).
Далее в теории вводятся понятия объединения и пересечения множеств -
объединением двух множеств называется множество, состоящее из элементов,
принадлежащих хотя бы одному из этих множеств, а пересечением - множество
состоящее из элементов, принадлежащих обоим этим множествам - и молчаливо
предполагается, что эти операции всегда корректны, то есть любые два множества
можно "объединить" и "пересечь". Интересно, как отреагирует директор школы на
предложение учителя объединить второй и десятый классы и провести у них общий
урок по родной речи и химии? Очевидно, должны быть какие-то основания для
проведения этих операций, вытекающие из существа дела. Свойства объединения не
могут целиком вытекать из свойств объединяемых множеств, но всегда должны
содержать нечто новое, отражая понятия синтеза и медитации; пересечение же
должно помнить о породивших его множествах, то есть множество {а, б}? {а, в} по
Кантору состоящее из одного элемента {а}, должно, тем не менее, сохранять
память о своих "родителях" {а, б} и {а, в}, и при ближайшем рассмотрении
выглядеть, скажем, так: {а/ {а, б}? {а, в} } (здесь косая черта символизирует
|
|