|
каузальный план, поэтическое - на буддхиальный, а религиозное - на атманический,
и во всех этих прочтениях слово "хорошо" воспринимается вовсе не как
логический бит информации, то есть противоположность к "плохо", а как
самостоятельное понятие с богатым внутренним значением. Без претензии на
полноту филологического анализа, слово "хорошо" применительно к различным
планам можно толковать, например, так:
атманическое значение - гармоничная или гармонизирующая миссии;
буддхиальное значение - ценность, видимым образом соответствующая миссии и
приближающая к ее исполнению;
каузальное значение - событие, удачно сочетающее основные жизненные программы
человека.
Однако слово "увидел" может относиться не только к ментальному, но также и к
атманическому, буддхиальному и каузальному планам, так что прочтение этого
библейского стиха неоднозначно; впрочем, слово "назвал" в первом его
предложении явно указывает (как и все остальное содержание книги Бытия) на
атманический план, ибо назвать и значит определить главные контуры судьбы и
миссию. Поэтому ментальное прочтение в данном случае явно недостаточно и ведет
к сильному искажению смыла текста, который конечно же не имеет оценочного
характера.
Хороший писатель и добросовестный читатель всегда хотя бы подсознательно
отслеживают тонкий план, на котором идет повествование, поскольку смысл слов
находится от него в существенной зависимости. Рассмотрим в качестве примера
следующее начало повести из сельской жизни.
- Как хорошо, - подумал Василий, едва проснувшись и сладко потягиваясь на
опасливо хрустнувшем под ним деревянном топчане. Косые лучи недавно взошедшего
солнца с трудом пробивались через закрытые ставни и открытые окна
избы-пятистенка, ярко освещая коричневый с прожилками комод и две стоящие на
нем изумрудные поллитровки: одну пустую, другую же едва початую. - Будет, чем
опохмелиться.
В этом тексте имеется грубая стилистическая ошибка. Именно, герой выписан на
эфирном плане, в то время как слово "подумал" относится к ментальному, что
создает у читателя неприятное чувство диссонанса, а у критика - ощущение
непрофессионализма. Гораздо более адекватно было бы употребить вместо "подумал"
какой-либо эфирный оборот, например: "Как хорошо, - запело что-то внутри
Василия, едва проснувшегося..." и т. д. Однако выражение "запело что-то внутри"
допускает также и астральное толкование, особенно если речь идет о состоянии
героини. Вообще писатели атеистического направления часто видят правду жизни в
эфирном и физическом планах, забывая о том, что герои, и читатели живут все же
преимущественно в каузальном, а души их располагаются и вовсе в буддхиальном и
атманическом.
* * *
Обычная логика - то, что в обиходе называют здравым смыслом, а в науке
грамотными рассуждениями - вовсе не сводится к формально-логическим силлогизмам.
Это некоторые правила, которые довольно трудно точно описать, но культурный
человек их инстинктивно выучивает и старается, где можно, строго им следовать;
в тех случаях, когда это ему не удается, он внутренне огорчается, а внешне
признает несовершенство своей логики, надеясь в дальнейшем найти способ
исправить положение. Однако бросается в глаза то, что эти правила в гораздо
большей степени связаны не столько с внутренними законами ментального плана,
сколько с его согласованием с каузальным. Другими словами, вы можете быть не
особенно логичным, но вам это простят, если вы говорите о существе вопроса, и
видно, что вы его понимаете и стараетесь адекватно выразить в ментальных
конструкциях. При этом логика событий, то есть карма каузального плана, гораздо
сложнее и качественно отличается от логики (законов) ментального плана - так
что все рассуждения и модели событий всегда грубее их самих - это прекрасно
знает любой инженер, моделирующий уравнениями тот или иной технологический
процесс, или рассказчик, пытающийся точно передать событие, свидетелем которого
он был.
Поэтому существует много различных символических систем и логик, то есть правил
манипулирования символами, и в одних случаях более удобны одни, в других -
другие, но сам по себе ментальный план многомерен, то есть в нем как бы
одновременно существуют различные логики, часто несовместимые и противоречащие
друг другу. Типичный пример это так называемая векторная оптимизация -
характерная проблема, возникающая при попытке ментального моделирования
каузального потока.
Рассмотрим, например, хозяйку, отправляющуюся на рынок с целью наилучшим
способом потратить имеющуюся у нее сумму денег. Слово "наилучшим" относится к
ментальному плану и подразумевает определенный критерий; их в данном случае
несколько. Во-первых, разные члены семьи ("независимые эксперты") имеют разные
мнения о ценностях продуктов: один любит клубнику, другой - арахис, а третий -
курагу. Во-вторых, сама хозяйка хотела бы иметь пищу сытную, калорийную,
богатую витаминами и биологически активную - вот еще минимум четыре критерия.
Никакие компромиссы типа взвешенных сумм оценок, глубоко сомнительные и сами по
себе, здесь ввести нельзя, поскольку предпочтения хозяйки цифровым образом не
описываются. (Отвечая на вопрос: "Какой цвет волос у женщин вы предпочитаете?"
- один молодой человек выразился так: "Я люблю блондинок и брюнеток в отношении
2:1". Однако было бы крайне наивно ожидать подобной точности оценок от матери
семейства в вопросе о приоритете свеклы и брюквы в домашнем хозяйстве).
Указанная проблема возникает и при ведении более крупных дел, например,
балансировании госбюджета, и ментальные пути их разрешения столь же
|
|