|
потом он внезапно ощущает, как сильно переменилось его каузальное тело и поток
событий вокруг него.
* * *
Любой коллектив представляет собой очень своеобразный вариант организма, а
изучение его тонких тел и взаимодействий между ними интересно не только с
конкретно-прикладной, но и с общенаучной точки зрения, поскольку яркие и легко
наблюдаемые в одном случае эффекты могут быть почти незаметными, но, тем не
менее, весьма существенными в другом. Кроме того, коллективы по своему
эволюционному уровню, как правило, гораздо ниже составляющих их людей, но зато
гораздо энергичнее - и потому, аналогично зоопсихологии, "коллективопсихология"
может много дать для понимания человека, если, конечно, не доводить
прямолинейные аналогии до абсурда, как это нередко делается в современной науке.
Эволюция управляется не принципом индукции ("какие тенденции наблюдались в
прошлом, такие сохранятся и в будущем"), а скорее противоположным, который, в
духе Питера, можно назвать принципом крутого поворота, а именно: поворот в
развитии наступит гораздо раньше или существенно позже, чем мы предполагали,
оказавшись при этом значительно круче и совсем не туда, куда мы рассчитывали.
Другими словами, если дорога сейчас идет прямо, а дальше пятидесяти метров
ничего не видно, то можно быть абсолютно уверенным в том, что на пятьдесят
первом метре она резко повернет в непредсказуемом направлении.
Что такое каузальное тело коллектива? Говоря о его манифестациях, придется
сказать несколько туманную фразу, а именно: событием в жизни коллектива
являются те обстоятельства, которые он воспринимает как важные или, по крайней
мере, существенные для себя. Впрочем, слово "он" в последней фразе не вполне
корректно, и лучше заменить его на "эгрегор коллектива", поскольку коллективное
сознание часто не имеет такой тонкости, чтобы регистрировать действительно
важные для коллектива события. Притом неизбежные в таких вопросах расхождения
во мнениях и - в заключение непримиримых и бесплодных споров - грибоедовское:
"А судьи кто?" Автор все же надеется, что подрастающее поколение и следующие за
ним, отменив общезначимые идеалы и стандартизованные судьбы, окажется
внимательнее к тонкому миру в целом и групповым эгрегорам в частности, и тогда
характерные для эпохи Рыб проблемы типа насильственного подчинения воли
индивидуума коллективу и прямо из этого вытекающие развал и деградация
последнего просто не возникнут. Маркс как-то заметил, что до него философы
старались лишь объяснить мир, он же считает, что философия должна также его
надлежащим образом изменить. Автор, однако, видит задачу философии скорее
обратной: объяснить людям, что перед тем, как преобразовывать мир, нужно
научиться хотя бы примерно представлять себе его законы. Тогда становится
возможным синэргетический подход, когда и овцы целы и волки сыты, и модные дамы
добровольно отказываются носить меха как домашних, так и диких животных.
Строго говоря, что такое событие в жизни коллектива, точно знает только его
эгрегор, а члены коллектива ощущают его в той мере, в которой они с этим
эгрегором связаны. Однако правильные групповые обсуждения, превращающиеся в
(осознаваемые или нет) сеансы связи с эгрегором, могут сильно прояснить волю
эгрегора и его расстановку акцентов на событиях. Время жестких руководителей и
полновластных жрецов-толкователей народной воли подошло к концу, и в грядущую
эпоху смогут попасть лишь те коллективы - большие или малые, безразлично -
которые будут обладать гибкими эгрегорами, чью волю и программы станут
сознательно, добровольно и старательно исполнять их члены. Это означает, в
частности, глубокий кризис в национальных, государственных, профессиональных,
семейных и парных отношениях, поскольку в центр сознательного внимания и
мотиваций людей будут поставлены объекты тонкого, а не плотного мира, то есть
эгрегоры как таковые, а не их грубо-материальные манифестации. Соответствующая
революция будет чем-то похожа (хотя и гораздо глубже) на замену золотого
обращения современной кредитно-финансовой системой, в свое время радикально
перестроившей каузальный план социума.
В семье главным объектом забот человека станет семейный эгрегор, в любви -
парный, на работе - цеха или лаборатории, а в общественной жизни -
государственный и этнический, и их оценки любого его поступка будут человеку
более чем ясны. Так и живешь: сам себе пророк, сам себе жрец; трудно, но зато
почетно.
Глава 4
МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО
- Что будет, если скрестить ужа с ежом?
- Полтора метра колючей проволоки.
Детская загадка
Ментальное тело является четвертым по счету и промежуточным между тремя высшими
и тремя низшими телами; поэтому оно несет в организме, кроме своих, так сказать,
личных нагрузок, еще и особые коммуникативные, связывая верхние и нижние
группы этажей этого семиэтажного здания. В духе Д. Андреева совокупность
атманического, буддхиального и каузального тел можно назвать тонким шельтом;
тогда астральное, эфирное и физическое вместе составляют плотный шельт. Между
плотным и тонким шельтами имеется определенная аналогия: в частности,
атманическое тело во многом похоже на астральное, буддхиальное - на эфирное и
каузальное - на физическое (об этом см. в следующих главах). Называя ментальное
тело сокращенно менталом, мы получаем членение организма, изображенное на рис.
4. 1.
Тонкий шельтАтманическое тело
|
|