|
болезнь. Однако такой взгляд характерен для локальной парадигмы, смысл которой
можно сформулировать так: то, что происходит в данной изолированной области
пространства (например, психики), не оказывает существенного влияния на
остальные области. Тогда, действительно, устранив симптом, мы, так сказать,
оборвем один лист с дерева, а его корень и ствол останутся в неприкосновенности,
и болезнь сохранится. Если же встать на глобальную точку зрения, согласно
которой изолированных областей нет, и психика является единым организмом, в
котором все явления и программы взаимосвязаны, то получится, что модель корни -
листья несостоятельна, так как листья вполне можно рассматривать как корни, а
корни как листья, и злотворное растение можно ликвидировать, начиная с любого
его места.
Второй существенный момент, отличающий гуманистическую школу, это
телеологический акцент, который Хьюстон называет энтелехией, то есть некоторыми
скрытыми (у нее - сакральными) целью и смыслом, которыми наделяется как жизнь
любого человека, так и группы; этот смысл, задающий динамику развития,
постепенно обнаруживается и оправдывает трудности и невзгоды существования. У
Роджерса энтелехия скрыта, но, судя по всему, в его собственных группах она
ощущалась очень отчетливо, хотя исчезала в книгах, посвященных его методике, за
что он подвергался критике: действительно, само по себе совершенствование в
искусстве общения под крылом опытного наставника и в полном отрыве от обычной
реальности участников мало что дает - если не учитывать личную харизму
групповода, которая, распространяясь на группу, придает общению дополнительный
высший смысл, а потому и глобальный терапевтический эффект. Если же
руководитель группы общения не обладает необходимыми качествами духовного
лидера, то результаты могут оказаться совершенно иллюзорными.
Впрочем, Роджерс избегал прямой духовной или религиозной постановки вопросов
(хотя в самой его личности, конечно, явственно ощущалась духовная сила); зато
Франкл и Хьюстон уже прямо говорят о религиозных переживаниях как о
существенной части процесса психологической работы. Это также означает переход
от локальной к глобальной парадигме: действительно, если есть некоторая высшая
инстанция, ведущая человека по жизни, то через нее осуществляется связь между
любыми фрагментами жизни и психики; наивно говоря, Бог все видит, и за
этические нарушения в одной области моей жизни может покарать меня совсем в
другой, казалось бы, с первой никак не связанной.
Аналогично, и через энтелехию все жизненные и психические проявления
связываются воедино: приближение к жизненной цели включает качественно иные
ритмы и энергии во всех областях внешней и внутренней жизни человека (равно как
и удаление от нее). Однако до энтелехии в физических моделях мы еще не дожили.
* * *
С отказом от локальной парадигмы, привлекательной по очевидным для всякого
исследователя причинам (можно выделить небольшой изолированный участок и
подробно в нем разобраться), тесно связан отказ от линейной парадигмы, или
принципа суперпозиции (наложения). Что такое принцип суперпозиции, проще всего
понять, представив себе две волны в океане, движущиеся одна навстречу другой.
Если обе достаточно пологие, то в месте их встречи возникнет вал, высота
которого равна сумме высот этих волн, а затем они разойдутся дальше так, как
будто встречи не было вовсе. Это - торжество принципа линейности. Если, однако,
волны окажутся крутыми, или даже с гребнями, как при выходе на мелкую воду (см.
рис. 1.2), то при встрече произойдет удар, полетят брызги, и единого вала не
образуется, а после взаимодействия получится некоторая хаотическая рябь - здесь
принцип суперпозиции уже не работает.
Рис. 1.2. Нелинейные эффекты: встреча двух крутых волн.
Другая иллюстрация принципа суперпозиции - это ситуация, когда человек
заболевает сразу двумя болезнями, скажем, у него начинает болеть голова и
одновременно он ранит себе палец. Здесь он вполне может лечить свои недуги
отдельно, то есть выпить таблетку анальгина против головной боли и
перебинтовать палец, смазав его предварительно йодом. Скорее всего, эти
действия не вызовут побочных эффектов (медицинский аналог "линейности" в
физике), но, скажем, если от йода голова у человека разболится еще больше, то
мы сочтем, что принцип суперпозиции здесь не сработал, то есть лечить разные
болезни по отдельности не получается; для тяжелых заболеваний это скорее
правило, чем исключение.
* * *
Рассматривая любой объект, можно различать нормальные условия его жизни, для
которых, так сказать, он был исходно спланирован, и форсированные режимы, в
которых он ведет себя часто по-другому. И если для нормальных режимов часто
удовлетворительны локальный, корпускулярный и линейный подходы, то для
форсированных режимов нередко волей-неволей приходится переходить к глобальным
и волновым представлениям и нелинейным моделям. Типичные примеры - это фазовые
переходы в физике и стрессовые состояния в психологии. Сходство между теми и
другими отражено даже в языке: о состоянии сильного эмоционального возбуждения
говорят: "Он почти кипит". В форсированных и, в частности, грозящих разрушением
режимах часто проявляются глобальные свойства объекта, в частности, усиливаются
его энергетические взаимосвязи с его тонким прототипом, а также и с окружающей
средой. Это хорошо известно в психологии: религиозный опыт чаще всего возникает
в экстремальных ситуациях, или спонтанно, или в результате напряженнейших
попыток человека найти выход из тупиковой и крайне тяжелой для него ситуации.
Здесь линейные модели, чья философия заключена в принципе "Куда раньше шли,
|
|