|
не считает, что низшие тела менее важны, нежели высшие - но разница в вибрациях
при переходе на каждое нижележащее тело качественная, и нужно отдавать себе в
этом отчет. Как ценности не являются идеалами, так и стоимости - ценностями,
хотя первые, вторые и третьи, конечно, друг с другом перекликаются. Добиваясь
ценностей, человек совершает поступки и терпит события (или радуется им), и от
их потока в большой мере зависит окончательный вид ценности, которую он
получает в результате.
Говоря на бытовом уровне, событие - это то, что можно купить за деньги (не
слишком большие) и что может слегка украсить или не надолго омрачить жизнь, не
меняя ее качественно. Сходить в кино, выпить пару пива, съездить в командировку
или отпуск, поругаться, а затем помириться с мужем, улыбнуться хорошенькой
птичке-синичке, внезапно севшей на оконный переплет... Все это поток событий,
не меняющих жизнь качественно, но составляющих в совокупности ее содержание -
для человека, не особенно думающего о своей душе, и, наоборот, для
просветленного даоса или бхакта.
Иногда завершение длинного пути по достижению той или иной ценности
сопровождается событием - скажем, студент-выпускник получает диплом, но все же
ясно, что и такое "большое" событие становится не просто заурядным фактом жизни
лишь по причине ее дополнительной буддхиальной нагрузки, то есть перемены
акцентов в системе ценностей человека. Если же этого не происходит, то и самые
яркие внешние достижения (скажем, золотая медаль на Олимпийских играх)
производят лишь кратковременное впечатление, почти не сказываясь на дальнейшей
судьбе человека, хотя, конечно, воспоминания о них могут еще долго нежить его
ментальное и астральное тела.
Событие, так, как оно понимается в этой главе, есть факт внутренней жизни
человека. Ему соответствует некоторый фрагмент каузального тела, представляющий
собой субъективное восприятие "объективного" явления, или же просто некоторый
эпизод внутренней жизни человека.
Типичный пример события это начало очередной сцены в пределах театрального
действия, сопровождающейся авторской ремаркой типа: "входит такой-то" или "те
же и имярек". В хорошо поставленном диалоге любая реплика участников ощущается
зрителями как событие, и они не скучают, им интересно. Вообще слово "интерес"
означает настройку на каузальный информационно-энергетический поток. Скука,
таким образом, есть симптом того, что каузальное тело сидит на диете, исхудало
и просит есть; если человек проявляет к чему-то интерес, это означает, что он
согласен отдать часть своей каузальной энергии (через сосредоточенное внимание)
в надежде получить взамен гораздо больше.
Интенсивность каузального потока (как идущего от человека к объекту, так и
противоположного) прямо зависит от уровня концентрации внимания. Так в самых
напряженных местах пьесы у зрителей перехватывает дыхание: каузальный поток со
сцены столь силен, что полностью поглощает внимание зала, даже ту его
(внимания) часть, которая следит за процессом смены вдохов и выдохов. В свою
очередь, актерам нужен интенсивный каузальный поток от публики, то есть ее
специальным образом настроенное внимание; оно и создает естественную среду
существования театрального действия. (При съемке кинофильма роль источника
каузального потока играет оператор, а кинокамера служит мощным усилителем).
В общественном сознании имеется скрытое противоречие в оценке относительной
роли и значимости (а следовательно, и ценности) буддхиальной и каузальной
энергии. С одной стороны, в разнообразных мифологических сюжетах подчеркивается
первичная и большая ценность первой: обидно и глупо променять первородство
(экзистенциальная, то есть буддхиальная ценность) на чечевичную похлебку
(текущая, то есть каузальная ценность или стоимость); настоящий герой всегда
неподкупен, то есть не склонен сравнивать буддхиальную ценность преданности
своему народу или любимой принцессе с каузальной ценностью кошелька с золотом.
Однако по своему жизненному опыту каждый человек знает, что преданность ценится
гораздо выше чем оплачивается. Существует какое-то малопонятное препятствие,
стоящее на пути превращения буддхиальных ценностей в каузальные стоимости. (Эта
трансформация управляется Тельцом, знаком длительных усилий, упорства и
постоянства, которые приносят результаты не всегда и не сразу, но об этом
смотри следующую часть трактата). Поэтому возникает и противоположное мнение,
заключающееся в том, что следует предпочесть синицу в руке журавлю в небе и что
платить деньги следует за вещи простые и понятные (производительный труд по К.
Марксу под общим лозунгом: "Сколько не думай, лучше хлеба не выдумаешь"), а
образование и культура суть вещи вспомогательные и факультативные, вроде хобби:
один собирает марки, другой ходит по грибы, а третий на досуге бренчит на
банджо, завязывается узлом или пишет стихи на иностранном языке.
Каузальные стоимости яснее, ощутимее буддхиальных ценностей. Соотношение между
ними можно понять на следующем примере: стоимость это некоторая одноразовая
сумма наличными (скажем, премия), в то время как ценность это большой, но
недоступный капитал, приносящий устойчивый доход (гарантированная постоянная
зарплата, определяемая квалификацией работника). При этом важно понимать, что
разница между телами качественная, а не количественная, то есть не следует
думать, что по мере финансового успеха человека его повышающийся каузальный
потенциал плавно перетекает в буддхиальный по какой-нибудь линейной или
логарифмической зависимости. На самом деле изменения буддхиального тела в связи
с ростом или падением каузальной энергетики происходят скачками (этими
трансформациями управляет Водолей), которые человек остро и болезненно
переживает, порой испытывая сильный стресс.
Ценность - как достигаемая, так и достигнутая, как положительная, так и
отрицательная - переживается всегда психологически, ее нельзя потрогать руками
|
|