|
Таким образом, на вопрос, важную ли роль играют ценности в судьбе человека,
ответ несомненно положителен: да, очень важную, поскольку определяет эгрегор,
который поведет его по жизни. Однако в конечном счете важны не только ценности,
но и многое другое и, в первую очередь, идеалы: если атманический эгрегор,
формирующий миссию, имеет неважные дипломатические отношения с буддхиальным,
определяемым ценностями человека, то трудно придется в первую очередь самому
человеку, поскольку он постоянно оказывается в положении подчиненного, которому
непосредственный начальник поручает заниматься одним делом, а вышестоящий -
совершенно другим, а свести их друг с другом почему-то не удается.
Это далеко не единственная трудность; есть и другие. Например, бутафорские
ценности (как созданные кукольными идеалами, так и возникшие сами по себе) не
открывают, естественно, вход в буддхиальный эгрегор, но, тем не менее, они,
будучи, как и любые объекты буддхиального плана, наделены соответствующей
энергией, могут создать некоторое подобие участка жизненного пути - но идти по
нему будет сущим мучением.
Настоящий идеал наполняет жизнь смыслом, авторитет которого для человека
абсолютен; настоящая ценность наполняет (более конкретным) смыслом участок
жизненного пути, причем не только в финале, но в течение всего его прохождения.
Другими словами, настоящий идеал дает человеку энергию вдохновения сразу, то
есть задолго до исполнения им своей миссии, в отличие от кукольного, обещающего
вознаграждение после завершения миссии, а до того не дающего ничего; аналогично
настоящая ценность дает энергию, необходимую для преодоления определенного
участка жизненного пути, сразу, с самого его начала, а бутафорская ценность
обещает блага и радости после завершения этого участка пути. Буддхиальная
энергия более плотная и осязаемая, нежели атманическая - это, например,
энтузиазм, позволяющий юному музыканту без особой усталости выполнять часами
однообразные упражнения, а хорошему студенту учиться труднейшим материям
сутками напролет. Было бы очень наивно думать, что единственный источник их
вдохновения - представление о высоком мастерстве, которого они достигнут через
десять лет напряженной работы: на самом деле они подключены к необычайно
сильному обучающему эгрегору буддхиального плана, чья энергия и питает
старательных учеников.
Что же получается, если настоящие идеалы и ценности не найдены? Кукольный идеал
не обладает главным качеством настоящего: он не авторитетен для человека, то
есть постоянно вызывает сомнения в своей состоятельности, и хотя бы эти
сомнения старательно вытеснялись в подсознание, шила в мешке не утаишь: человек,
не нашедший своих (настоящих) идеалов, несостоятелен и глубоко не уверен ни в
себе, ни в своих духовных учителях, и легко разочаровывается в одном, увлекшись
другим. Для него понятие миссии совершенно условно, ему кажется, что он, в
общем, мог бы заниматься многими вещами, идти разными путями и существенных
отличий между ними нет, разве что в одном случае он будет иметь больше денег и
меньше хлопот и неприятностей, а в другом - наоборот.
Аналогично, бутафорские ценности формируют не отрезок жизненного пути, идя по
которому человек чувствует, что он развивается и не напрасно ест свой хлеб, а
некоторое условное вычленение из временного потока определенного отрезка,
который ничем особенным на самом деле не отличается, то есть его начало и конец
могли бы быть совсем другими. Приблизительно с такими чувствами учится на
физическом факультете университета человек, попавший туда случайно или с
побочными по отношению к физике целями: выйти замуж или избежать призыва в
армию.
Говоря метафорически, настоящий идеал дает человеку ориентацию в пространстве,
а настоящая ценность создает ощущение твердой почвы под ногами и чувство
реального прохождения пути - в то время как участок пути, определяемый
бутафорской ценностью, производит впечатление вязкой глины, которую приходится
бесконечно месить ногами, реально нисколько не продвигаясь вперед.
* * *
Переходя на материальную плоскость, можно сказать так: буддхиальные ценности
это то, чего нельзя купить за деньги, или, по крайней мере, за средние деньги,
доступные данному человеку. Это, например, устойчивая многолетняя дружба,
вообще преданность другого человека; положение в обществе; квалификация в любом
виде труда; связи с сильными мира сего, то, что называется "влияние"; наконец,
богатство, лучше всего в недвижимости, которая по сравнению с бумажными
купюрами, "имеющими хождение", очень хорошо иллюстрирует отличие буддхиальной
энергии от каузальной.
Существуют ли аналогичные ценности во внутреннем мире? Можно ли там найти
аналоги графскому титулу, поместью и фамильным драгоценностям? Прежде всего это,
конечно, талант в узком смысле слова, и разнообразные врожденные способности,
которые человек ценит очень низко или чаще всего не замечает вообще. При этом
важно иметь в виду, что есть таланты двух видов: прямые и вспомогательные, то
есть имеющие непосредственное отношение к деятельности человека и
поддерживающие ее, причем вторая категория ничуть не менее важна, чем первая.
Так, например, художнику нужны два таланта: собственно художественный и дар
трудолюбия, без которого ему, конечно, не удастся себя реализовать. Читатель,
впрочем, может заметить, что без трудолюбия никто не в состоянии сделать
что-либо серьезное, и будет совершенно прав. Однако некоторые люди вырабатывают
его в себе, как и способность к сосредоточению, с огромным трудом, а другие
имеют как врожденное качество - но в обоих случаях это большая ценность.
К числу вспомогательных буддхиальных ценностей относится способность человека
любить тот предмет, или существо, на которое падает его взор, принимая его
таким, как оно есть, то есть без помощи розовых очков. Эту способность тоже
|
|