|
не гибнут - они как бы уходят в подполье и постоянно косвенно себя
манифестируют, иногда совершенно непонятным для человека и даже уродливым
образом. Конечно, душевного спокойствия, как и порядка в делах, подобная
ситуация не прибавляет, но разобраться, в чем дело, может оказаться довольно
трудно.
Можно различать вытесненные ценности эго и высшего "я", а также семейные,
групповые, государственные, этнические и т. д. Как правило, экзистенциальные
ценности вытесняются, когда человеку становится ясно, что он не способен их
достичь, и это переживание слишком тяжело, чтобы постоянно носить его с собой,
а вековая мудрость подсознания подсказывает: зарыть, забыть и травой засадить.
Однако трава вырастает не простая, а говорящая, и читатель догадывается, что
именно она говорит...
С наибольшим трудом выводятся в сознание и преодолеваются бутафорские ценности,
сформированные в детстве под влиянием семейного и социального эгрегоров,
когда-то бывшие настоящими, но со временем потерявшие значимость для сознания
человека, хотя и сохранившие ее для подсознания, причем наиболее архаичной и
примитивной его части. Так внутри большого дяди, озабоченного политикой и
серьезной работой, обнаруживается маленький мальчик, обиженный старшей сестрой
и стремящийся доказать ей, что он может больше, чем она - и хотя по всем
внешним признакам это давно уже установлено, она все равно остается на пять лет
его старше, и смириться с этим обстоятельством он подсознательно не может.
Образ сестры - отрицательная буддхиальная ценность - может накладываться на
других людей - жену, начальника, даже собственную дочь, и тогда человек
начинает относиться к ним как к подавляющим фигурам, с которыми можно только
непримиримо воевать с отчаянием в душе, так как шансов на победу нет, и итог
войны предрешен в самом ее начале: это развод, увольнение, разрыв всех
отношений. Когда разрыв уже остается в прошлом, отрицательный образ сходит с
фигуры, на которой находился много лет, и человек вдруг перестает понимать
самого себя: причины своего раздражения и непримиримости кажутся ему теперь
совершенно надуманными.
Таков психоаналитический сюжет с отрицательной буддхиальной ценностью,
сформированный в детстве и не переоцененный во взрослом возрасте, когда человек
большей своей частью переменился, но некоторая инфантильная составляющая его
психики сохранилась в неприкосновенности. Однако не нужно думать, что только
ретроспективный анализ может помочь человеку избавиться от явно не
соответствующих его уровню подсознательных ценностей. Независимо от ее
происхождения и уровня, всякая экзистенциальная ценность время от времени
манифестирует себя в каждодневной жизни человека, и отследив эти ее проявления,
можно извлечь ее на свет сознания и рассмотреть в том виде, в каком она
существует в подсознании в настоящее время. Тогда человек может решить: нужна
она ему на данном этапе его развития или нет, и во втором случае, с некоторым
элементом жертвенности, отвергнуть.
Например, в рассмотренной выше ситуации доминировавший в детстве старшей сестры
наряду с ее отрицательным образом у человека формируется некоторая агрессивная
фигура с функциями жесткой защиты - разумеется, на буддхиальном же плане, то
есть способная организовывать длительную (многолетнюю) оборону в осажденной
превосходящим по силе врагом крепости. Поэтому психотерапевт, к которому наш
герой может явиться с жалобой на нервное истощение в связи с непрекращающейся
агрессией со стороны жены (начальника, дочери), может не заниматься выяснением
происхождения и далеких причин конфликта, а рассмотреть его в текущей фазе.
Надо полагать, что в рассказе клиента о своих бедствиях и лихоимстве врага
промелькнет нотка гордости собой: выдержать столько лет осады без подкреплений
и союзников! - и вот здесь и манифестирует себя его актуальная буддхиальная
ценность - агрессивная фигура, выращенная им в целях самозащиты и теперь
управляющая значительной частью его основных жизненных сюжетов. Если человек
сможет добровольно признать ее существование и отказаться от нее (а это большая
жертва с его стороны), то вместе с ней уйдет и антагонистическая фигура,
преследующая его с детства.
Итак, и положительные, и отрицательные экзистенциальные ценности со временем
изменяются, а порой и вовсе становятся бутафорскими, но сознание не всегда
успевает следить за подобными трансформациями, и зачастую сильно опаздывает.
Здесь опять-таки срабатывает защита психики, то есть в подсознании возникает
приблизительно такое рассуждение: "Со старыми ценностями жили долго и не так
плохо, по крайней мере, к ним привыкли, а что будет с новыми - еще неизвестно",
и поскольку речь идет о длинных периодах жизни и больших усилиях, то, конечно,
лучше немного перестраховаться. Обычно буддхиальные ценности успевают
измениться, сформировать длительный участок жизненного пути и наполовину
провести по нему человека, когда последний вдруг понимает, что куда-то идет,
уже давно преследуя совсем иные цели и наполняя свою жизнь совсем другим
внутренним содержанием, чем ему казалось.
* * *
Подобно тому как идеал есть символ канала в атманический эгрегор,
экзистенциальная ценность это символ канала в буддхиальный эгрегор, который и
ведет человека по жизненному пути на основных его отрезках. Таким образом,
ценности человека сами по себе не определяют фрагмент жизненного пути - его
формирует буддхиальный эгрегор, основываясь, во-первых, на собственных
соображениях и карме, а во-вторых, на характере служения человека.
Другими словами, ценности активизируют канал в буддхиальный эгрегор, а дальше
начинается служение, то есть взаимодействие человека и эгрегора, и участок
жизненного пути окончательно оформляется как результат этого взаимодействия.
|
|