|
автор оставляет развитие этой темы до подробного обсуждения потока Овна.
* * *
Теперь, видимо, нужно сказать несколько слов о сомнениях. Сами по себе понятия
сомнения и ошибки относятся к ментальному телу и потому непосредственно к
прочим телам неприменимы - но возможны при попытках осмысления обстоятельств,
касающихся остальных тел. Последовательно проводя этот взгляд по тонким телам,
можно прийти к интересным и многозначительным выводам, часть из которых автор
излагает ниже.
Атманическое тело: не существует "ложных" идеалов - идеалы бывают настоящие и
кукольные, то есть вдохновляющие человека и оставляющие его равнодушным.
Человек, оценивая свою жизнь, может, конечно, сказать: "Как я ошибался когда-то
- принял чужой идеал за свой", - но это уже ошибка суждения, явившаяся
следствием грубости атманического восприятия.
Буддхиальное тело: не существует "ложных" ценностей: ценности бывают
экзистенциальные и бутафорские, то есть притворяющиеся экзистенциальными, и
разница между ними заключается в том, что первые для человека существенны, и их
достижение составляет основное содержание его жизни, а вторые номинальны, то
есть на самом деле он к ним совершенно безразличен.
Экзистенциальные ценности далеко не всегда и не полностью осознаются; чтобы их
понять, нужно задать человеку, например, такой вопрос (по поводу его
деятельности): "Вот ты стараешься, тратишь массу сил, а зачем тебе по большому
счету все это нужно?" Ответ может звучать по-разному ("Содержу семью", "Делаю
карьеру", "Чтобы было не так скучно жить" и т. д.), но за ним всегда останется
некоторая недоговоренность - подсознание не выдает так просто свои интимные
тайны, а экзистенциальные ценности безусловно относятся к их числу.
Каждое тело по-своему отражает внешний и внутренний мир человека, поэтому можно
говорить об атманической, буддхиальной,... картинах мира. Основные акценты, то
есть наиболее значимые для человека места в этих картинах мира и есть ценности;
таким образом, можно говорить об атманических, буддхиальных и т. д. ценностях.
Буддхиальные ценности это, таким образом, основные жизненные (экзистенциальные)
ценности человека, то есть то, чего он склонен добиваться и защищать в течение
длительных отрезков своей жизни. От атманических ценностей, то есть (настоящих)
идеалов, буддхиальные отличаются большей конкретностью: они способны определить
главное направление жизненного пути человека в течение периодов, исчисляющихся
годами, а иногда десятилетиями.
Смена буддхиальных ценностей воспринимается человеком как кардинальная перемена
судьбы: раньше он жил ради чего-то одного, а теперь его жизнь заполняет совсем
другое. Слово "заполняет" в предыдущей фразе, пожалуй, наиболее точно отражает
подсознательное отношение человека к буддхиальным ценностям: они как будто
пропитывают собой все обстоятельства его жизни, переживания, мысли и чувства,
давая им соответствующую окраску, иногда очень однобокую. Экзистенциальные
ценности это те, что волнуют человека очень глубоко, и он на самом деле никогда
о них не забывает; все остальные, напротив, он воспринимает крайне поверхностно,
а связанные с ними радости и огорчения быстро вытираются у него из памяти.
Цельные и целеустремленные люди отличаются узким спектром хорошо согласованных
друг с другом буддхиальных ценностей; наоборот, их рассогласование и широкий
набор заставляет человека метаться по жизни, совершая порой необъяснимые
поступки. Вообще буддхиальным телом профессионально занимаются
психологи-практики и, в какой-то мере, духовники, но в психологии, несмотря на
провозглашение холистического подхода и появление гештальт-парадигмы, все же
пока не выработано единой структурной модели психики - будем надеяться, что это
дело будущего. Но в любом случае очевидна необходимость рассматривать
буддхиальное тело не само по себе, а в его связи с атманическим, в частности,
экзистенциальные ценности всегда нужно изучать в свете идеалов человека, иначе
мы рискуем понять его совершенно превратно.
В качестве примера рассмотрим неполную семью: мать-одиночка и ее единственное
чадо. Вполне вероятно, что на долгие годы вырастания ребенка он станет главной
ценностью жизни матери. Однако это психологическое (читай - буддхиальное)
обстоятельство ее жизни очень существенно меняется в зависимости от ее идеалов,
которые в этой ситуации могут быть самыми разными, например:
идеал мести: отплатить мужчинам за унижения, разочарования и несчастья,
причиной которых послужил отец ребенка; орудием мести выбирается при этом
ребенок;
идеал компенсации (проективный): прожить свою жизнь во второй раз в теле
ребенка, но на этот раз уже мудро и правильно, не совершив тех ошибок, которые
совершила когда-то сама;
идеал дружбы: вырастить себе из ребенка товарища по жизни, и вместе с ним
создать более комфортную среду, мир на двоих, хорошо защищенный от внешней
агрессии;
проективный эго-идеал: посвятить свою жизнь ребенку, чтобы он вырос счастливым
и получил все то, чего была лишена мать;
идеал эго-услужения: превратить ребенка в послушного исполнителя желаний своего
низшего "я" (следует заметить, что два последних идеала тесно связаны и легко
перетекают один в другой незаметно для сознания матери).
Возможны, конечно, и более высокие семейные идеалы (научить ребенка любви к
людям), и понятно, что они, какие бы ни были, окрашивают ценность каждый раз
совершенно по-своему.
Поляризация: низшее "я" - высшее "я", проявляющаяся на атманическом теле в виде
полярности идолопоклонничество - монотеизм, на буддхиальном теле выражается в
делении всех экзистенциальных ценностей на ценности внутреннего круга
|
|