|
и значительное количество его усилий тратится на работе, в так называемом
"общественно-полезном труде". Тем не менее, за материалистическим фасадом
всегда скрываются тонкие планы, часто очень мало ему соответствующие, и тогда
эволюционный смысл деятельности человека на работе почти не соотносится с
названием его должности (по крайней мере, в ее экзотерическом прочтении).
Работа в коллективе (как и жизнь в семье) - это в первую очередь школа
сотрудничества, которое начинается с согласования идеалов. Если оно
производится плохо, предприятие довольно быстро скатывается на модель
унитарного государства с мощной бюрократией, ставящей себя во главу угла;
однако эти процессы требуют специального рассмотрения и выходят за рамки
трактата.
* * *
И в заключение этой затянувшейся главы автор посвящает несколько слов
атманическому телу книги.
Плачевна участь народа, не имеющего письменности; более плачевной может
оказаться лишь судьба этноса, предпочитающего письменности цветной телевизор.
В наше время книге в общественном подсознании отводится
коммуникативно-развлекательная роль, но это вовсе не всегда было так, и в
средние века (а также в СССР времен диссидентства) с еретическими книгами,
например, боролись (и боялись их) ничуть не меньше, а часто и больше, чем с
самими еретиками. Что касается нынешнего времени, то в XIX-XX вв. большая и
лучшая часть атманической энергии человечества была отдана двум эгрегорам,
вообще почти не имеющим выхода на атманический план, а именно
научно-материалистическому и государственному: на первый была возложена миссия
религиозного, на второй - этнического, и мы отлично видим, к чему привели эти
замены. На планете становится нечем дышать, но зато по количеству автомобилей,
компьютеров и атомных бомб на душу населения Земля давно превзошла самые
экономически развитые планеты Галактики. Поэтому не стоит ориентироваться на
практику и тенденции XX века; автор полагает, что в эпоху Водолея книга вернет
себе роль основного источника духовности для человека, оттеснив телевидеоканалы
на подобающее им вспомогательное место. "Лучше один раз увидеть, чем семь раз
услышать", - говорит пословица, но сказанное относится скорее к каузальному
плану. Атманический план обычному человеку не виден: отличить по внешнему виду
истинного пророка от ложного довольно трудно.
Поэтому атманические вибрации всегда приходится с напряжением прозревать, идя
через смутные ощущения к чуть более ясным и опираясь на метафорическую
символику, которая в естественных языках представлена гораздо богаче, чем в
любых других символических системах. Иначе говоря, каждое слово вызывает
вибрационный отклик на всех тонких планах, а некоторые слова, как будто
специально существуют для обозначения атманического плана - таковы многие
абстрактные понятия и фундаментальные этические категории. Наши зрительные
образы, возникающие при наблюдении внешнего мира, преимущественно вызывают
вибрации средних тел - от каузального до эфирного, а чаще всего лишь
ментального и астрального; если при этом и возникают отклики высших тел, то
лишь опосредованно, как результат последующей медитации, сублимирующей ощущения
средних.
Характерно, что пророки, проповедники и моралисты как выразительным средством
пользовались почти исключительно словом, то есть разговаривали с паствой и
читали ей проповеди, а не писали картины или, скажем, резали по дереву. И хотя
всякое искусство тяготеет к высшим планам, оно затрагивает их преимущественно
косвенно (например, идеалы, к которым апеллирует автор кинофильма, им не
декларируются, а угадываются зрителем), во всяком случае гораздо более косвенно,
нежели духовные тексты или сочинения на темы судьбы, морали, этики и
мировоззрения.
Исключительная абстрактность слова самого по себе и его сопричастность высшим
энергиям Космоса приводит к тому, что каждая книга получает, независимо от воли
ее автора, отражение на всех планах, включая и атманический. С другой стороны,
у каждой книги есть своя миссия, и от литературного таланта (а иногда и
гражданского мужества) автора зависит, насколько атманическое тело его детища
соответствует первоначальной миссии произведения - в том виде, в котором оно
было ему явлено сначала как тема, сюжет, замысел, а затем как основная
интонация повествования.
Традиционные представления о музах и даймонах (поддержанные Д. Андреевым), то
есть высших помощниках и вдохновителях творческих людей, могут быть поняты как
символическая антропоморфная интерпретация своеобразных процессов в
атманическом теле творца (писателя, художника), предвосхищающих и сопутствующих
его взаимодействию с атманическим телом социума (иногда Космоса в целом), в
результате чего атманическое тело книги возникает как плод сотрудничества
писателя и общества на атманическом плане. И проблемы, появляющиеся при этом,
очень похожи на все остальные проблемы согласования миссий: у писателя как
человека своя судьба, у общества - своя, и им необходимо договориться, так как
книга нужна обоим, хотя и совершенно по-разному. Великий писатель изучает и
частично оформляет дотоле неизведанные и хаотичные области тонкого мира и дает
способ (язык) их осмысления - а социум обеспечивает ему энергию и разрешение на
вход в эти области, а также некоторую защиту от обитающих там хищников. После
того, как книга опубликована, прежде недоступные страны постепенно осваиваются
и делаются общим достоянием - в этом миссия наиболее внимательных читателей и
следующих за первооткрывателем писателей средней руки.
* * *
Центральный вопрос для писателя - согласование миссий: своей и социума, и далее
|
|