|
по-прежнему детерминированным в смысле Лапласа. Сокрушительного удара
возникновения квантовой механики западная философия не выдержала, и по существу
попросту ее проигнорировала. А ведь было чему изумиться: отныне элементарная
частица существовала в виде размазанного по пространству облака, обещая
обнаружиться в любом его месте, но где именно, можно предполагать лишь с
известной вероятностью. Таким образом, абсолютная рабская зависимость частицы
от экспериментатора кончилась - но не это, само по себе поражающее воображение
обстоятельство, было главным. Отныне оказалось связным пространство:
присутствуя в какой-либо области, частица могла обнаружиться и в любой другой,
даже отделенной от первой непреодолимым в предшествующей физике потенциальным
барьером (так называемый "туннельный переход"). Говоря политическим языком,
заключенный получал принципиальное право на подкоп и бегство из тюрьмы.
Интересно, что даже в такой "сухой" области, как экономика, в тридцатые годы
этого века получила распространение межотраслевая модель Василия Леонтьева,
смысл которой заключается в следующем: в основе экономики лежит балансирование
товарных и денежных потоков между различными ее отраслями, и изменение в любой
из них немедленно сказывается и на всех остальных.
Развитие науки во второй половине XX века принесло совершенно неожиданное
расширение глобальной парадигмы, уже усвоенной в физике, на физиологию высшей
нервной деятельности. Исследования известного нейрофизиолога Карла Прибрама
показали, что различная информация хранится не в отдельных нейронах или
небольших участках коры головного мозга, но распределена по нему целиком.
Параллельно с этим была реализована идея голографического изображения, в
котором обнаруживается тот же эффект: любой кусок пластинки голограммы содержит
информацию о всем изображаемом объекте. На уровне философского осмысления здесь
напрашивается аналогия из Веданты: человек как микрокосм тождественен Вселенной
как макрокосму. Заметим, что голограмма сама по себе прямо связана с волновым
подходом, ибо есть не что иное как фотография интерференционной картинки,
полученной при освещении предмета светом с точно подобранными волновыми
характеристиками. При этом каждый элемент (деталь) предмета оказывает влияние
на каждый фрагмент пластинки голограммы, так как, отражаясь от него, волна
распространяется далее по всему пространству пластинки и интерферирует со всеми
остальными отраженными волнами. Здесь символически выражено торжество
глобальной парадигмы: если считать отдельную деталь предмета "частицей", то на
голографической пластинке она распространяется по всей ее поверхности -
аналогия с квантово-механическими представлениями здесь очевидна.
* * *
Соотношение между корпускулярным и волновым подходами похоже на баланс Девы и
Рыб: Дева углубляется в частности и в них находит вкус и смысл своей
деятельности, в то время как Рыбы стремятся уловить и ощутить нечто тайное и
невыразимое, скрытое за фасадом очевидного, но являющее его внутренний смысл.
Трудность, однако, заключается в том, что найти этот смысл, или главный ритм,
или основное направление развития системы сразу не удается: сначала нужно ее
изучить в той или иной корпускулярной модели, и лишь тогда становится возможным
волновой подход; и здесь важнейший момент это знание того, где следует
остановиться в изучении подробностей и попытаться перейти к синтезу, то есть
начать представлять объект более тонкого мира, породивший данную систему: его
символом и служит главный ритм системы.
* * *
Диалектика древней Индии предусматривала три основных гуны (фазы) развития
любого объекта или системы: саттва (созидание), тамас (оформление) и раджас
(разрушение). Чуть-чуть развивая эти представления, автор предлагает следующий
архетипический образ судьбы объекта.
а) Саттвический период - материализация тонкого объекта. Вначале имеется
некоторый объект в тонком мире - прототип создаваемого. Затем включается
программа материализации и начинается создание плотного объекта в соответствии
с прототипом; этот процесс сопровождается считыванием информации с тонкого
прототипа, но создаваемый плотный объект не соответствует тонкому в точности:
по ходу материализации всегда происходят как огрубления, так и искажения.
Основной энергетический поток идет от тонкого объекта к плотному; но появляется
также и некоторый поток обратного направления (см. рис. 1).
Рис. 1 Алхимическая схема (тонкие тела и основные потоки организма)
б) Тамасический период - собственно жизнь плотного объекта. Здесь характерны
двусторонние энергетические отношения между объектом и прототипом. Они оба
развиваются, каждый в соответствии с законом своего мира, которые несколько
расходятся, и потому требуется согласование, осуществляемое с помощью двух
информационно-энергетических потоков: от тонкого объекта к плотному и обратно.
Поэтому развитие плотного объекта идет под воздействием двух различных влияний:
это, с одной стороны, законы окружающего его плотного мира, а с другой -
влияние прототипа; то же относится и к тонкому объекту, чья жизнь оказывается
под влиянием порожденного им плотного, и если это сделано плохо и их пути
развития сильно расходятся, то влияние плотного объекта на тонкий может быть
очень дисгармоничным и даже деструктивным.
в) Раджасический период - разрушение плотного объекта. В это время основная
энергия идет от плотного объекта к тонкому, и последний преображается, то есть
тоже кончает свое существование в прежнем виде и становится качественно иным.
Рис. 1.1. Фазы эволюции объекта.
|
|