|
мире как жизненном потоке. Три высших эволюционных архетипа - Вишудха, Аджна и
Сахасрара - соответствуют бытию объекта как неотъемлемой части единого мира.
Архетипу Муладхары соответствует бытие единого неатрибутивного объекта в
окружающей среде, имеющей отличную от него природу. Неатрибутивность означает,
что объект, кроме самого факта своего бытия и, возможно, имени или клички, не
имеет никаких акцентированных атрибутов: ни качеств, ни частей, ни элементов в
своем составе.
Архетипу Свадхистханы соответствует бытие в окружающей среде объекта,
представленного качественно (то есть различными своим свойствами), но не
предметно, то есть лишенного составляющих частей и элементов.
Архетипу Манипуры соответствует бытие в чужеродной среде объекта, имеющего
определенную структуру, то есть состоящего из частей и элементов, соединенных
различными связями.
Архетипу Анахаты соответствует бытие объекта в мире как потоке бытия, где ни
сам объект, ни мир не представлены в виде конкретных форм или качеств.
Архетипу Вишудхи соответствует бытие объекта в едином мире, когда сам объект
является уникальной и неотъемлемой частью этого мира, связанной со всеми
остальными объектами, составляющими единый мир.
Архетипу Аджны соответствует бытие объекта как мирового архетипа,
универсального качества или модели, по образу которой строятся вишудховские
объекты.
Архетипу Сахасрары соответствует бытие объекта, являющегося фокусом, центром
или основным акцентом единого мира.
Муладхарная модальность свойственна человеку, дающему лапидарное (краткое, без
лишних подробностей) обозначение тому или иному объекту, мысли, действию и т. п.
- при условии, что он мыслит этот объект как оторванный от мира или как
находящийся в инородной по отношению к нему окружающей среде.
- (горестно) Я - изгой! (мул)
- (прощаясь) Пока. (мул)
- (при встрече) (быстро и энергично молча пожимает руку партнера) (мул)
- (входя в дом и обращаясь к мужу) А это еще что, Никодим?!
- (растерянно) Друг. (мул)
Характерным для муладхарной модальности является акцент на названии, имени или
ином символе, обозначающим объект:
- Ты где был?!
- (смущенно) Пиво пил. (мул)
- Где вы родились?
- В Улан-Удэ. (мул)
Муладхарный архетип обозначает объект как таковой - без его (объекта)
адекватного включения в окружающую среду на определенной роли. Если в качестве
такого "объекта" выступает сам коммуникатор, он может выразить муладхарную
модальность стилистически:
- Ты вообще зачем сюда пришел, Феофил?
- (жалобно сжимается в комочек, стараясь занять поменьше места, и молчит) (мул)
Свадхистханная модальность характерна для качественных описаний изолированного
объекта или объекта, находящегося в аморфной среде:
- Он такой веселый, дружелюбный. (свад)
- Иди сюда, дорогой Порфирий... поживее, пожалуйста! (свад)
- Моя жизнь разнообразна - у меня есть друзья, учеба, любовь. (свад)
- А у меня сын родился - ты не представляешь, какой он маленький и беззащитный!
(свад)
Представляя друга в свадхистханной модальности (что гораздо вежливее
муладхарной), следует упомянуть, кроме имени, его род занятий или хобби:
- А это, знакомьтесь, мой друг Людвиг - отчаянный храбрец и прекрасный музыкант.
(свад)
Манипурная модальность предполагает выделение в объекте его частей или
элементов, а также, возможно, связей между ними:
- Вот посмотри на свою куклу - у нее платье разорвано в трех местах, волосы
оторвались, нога в другую сторону согнулась. (ман)
- В моей квартире три комнаты и кухня, а также лоджия и балкон. (ман)
- Ой, у меня нос заболел, самый кончик! (ман)
- А поперек пирога в двух направлениях кладутся узкие полоски теста, от одного
его края к противоположному. (ман)
Манипурная модальность, как и муладхарная, тоже является не слишком "вежливой",
хотя при некоторых обстоятельствах она предпочтительнее других - например, в
ситуациях, когда надо дать точное описание без излишеств, но с ясной
структурной информацией:
- Идешь сейчас по проспекту до первого поворота направо, затем еще квартал по
переулку и прямо перед собой видишь аптеку - это и есть мой дом. (ман)
Анахатная модальность предполагает растворение объекта в окружающем мире - при
том, что ни объект, ни мир не представлены сколько-нибудь предметно. Мир
представлен скорее некоторыми своими законами или абстрактным отношением к
объекту, которое проявляется косвенным образом. Аналогично, анахатный взгляд на
объект предполагает как бы расфокусированное его видение, когда объект тоже
воспринимается косвенно, скорее через его влияние на мир, чем сам по себе:
- (вежливо) Надеюсь, я вас не слишком утомил? (анах)
- В последнее время я отчасти пресытился своими социальными контактами. (анах)
Для анахатной модальности характерен акцент на стиле отношений объекта с миром
- при том, что само по себе содержание этих контактов остается как бы за
кадром; при этом мир воспринимается как единый и целенаправленно
|
|