|
Авессалом Подводный.
Серия "Коммуникатика"
Ч а с т ь 1
ГРАММАТИКА ОБЩЕНИЯ
Предисловие. Психология общения.
Вступление. Коммуникация и модальности: основные понятия.
Глава 1. Семантический архетип: Фон, Смысл и Стиль.
Глава 2. Диадический архетип: Ян и Инь.
Глава 3. Диалектический архетип: Творение, Осуществление, Растворение.
Предисловие
Психология общения
Актуальность.
Что такое высшие архетипы?
Что такое модальности и высшие модальности?
Коммуникация и высшие модальности?
Проблема общения.
Кому адресован этот курс?
Корни и новизна.
Упражнения по освоению модальностей: теория и практика.>
Высшие модальности и психотерапия.
Цели курса.
Возможные результаты.
Актуальность. В какой степени умение общаться – и, в первую очередь,
способность правильно понимать партнера и ясно для него излагать свои мысли и
намерения – нужно современному человеку? Вероятно, гораздо больше, чем человеку
прошлого и тем более позапрошлого столетия – и даже больше, чем человеку второй
половины ХХ века. В первую очередь это касается людей, чья профессия прямо
связана с общением и управлением другими людьми, а особенно большими
коллективами. Можно очень постараться и точно донести свои мысль, идею, план до
ближайшего подчиненного – но как быть уверенным в том, что он без искажений
передаст эту информацию своим подчиненных, а те – своим? Можно быть абсолютно
уверенным в одном: искажения по такой дороге неизбежны; однако при желании их
характер можно предвидеть и учесть.
Особенность нашего времени и наступающей цивилизации заключается в том, что
снова резко увеличивается нагрузка на ментальные тела социальных индивидов, то
есть на разум, рассудок, мыслительные процессы всех людей, а особенно тех, кто
находится в социальной элите (любого рода) и так или иначе управляет другими. В
наше время для социального успеха совершенно недостаточно иметь харизму и
личную волю – нужно еще научиться их умело транслировать разным людям и
коллективам, используя свойственные и понятные им языки. Если уходящая эпоха
оставляла отдельным мудрецам шансы вынашивать свои идеи долгими десятилетиями,
абсолютно не беспокоясь об их (идей) социальной адаптации: надо будет, кто надо
придет и возьмет сам – то грядущая эпоха, кажется, такой ниши уже не оставляет:
теперь идею необходимо не только выносить и оформить, но и предъявить
предполагаемому потребителю в понятном для него виде – или, по крайней мере, в
постижимой для него форме.
Кроме того, количество контактов, необходимых для успешного проведения любой
сколько-нибудь значительной программы действий, в наше время существенно
возросло, и будет расти и далее. И совершенно ясно, что реализоваться смогут
лишь те программы, чьи руководители (и даже рядовые исполнители) сумеют из
множества возможных вариантов выбрать достаточно эффективный. А для этого
необходимо умение быстро наладить контакт с самыми разными людьми и провести с
ними многочисленные сложные переговоры – сложные информационно, эмоционально и
энергетически – и на основе полученной в ходе этих переговоров многообразной
информации принять правильное решение. Можно сказать и по-другому: в будущем,
по мнению автора, смогут успешно существовать и функционировать лишь те
коллективы, которые, с одной стороны, окажутся психологически едиными и
комфортными для собственных сотрудников, а с другой – будут достаточно (и
доброжелательно) раскрытыми во внешний социум. Сказанное относится и к малым, и
к большим, и к формальным, и к неформальным коллективам, от семьи до этноса, от
маленькой фирмочки до крупной транснациональной корпорации.
С другой стороны, ежедневный опыт показывает, что все люди и все коллективы
очень различны, очень по-разному понимают одни и те же слова, прислушиваются и
приглядываются к очень разным внесловесным оттенкам общения и очень по-разному
оценивают его контекст. Слишком многое в общении проходит мимо слов,
стандартных жестов и сознания участников всевозможных диалогов – но не мимо их
подсознания и не мимо их ведущих эгрегоров. Поэтому, если мы хотим научиться
адекватно разговаривать со своим (и чужим) подсознанием, а также подсознанием
различных коллективов, то вначале следует освоить их язык, а это, по мнению
автора, в первую очередь, язык высших архетипов и их модальностей.
Что такое высшие архетипы? Архетип – греческое слово, которое в переводе
означает "праобраз" или "первообраз", то есть общий для многих похожих друг на
друга объектов (или явлений) тонкий образец, их породивший. Высший архетип –
это, так сказать, архетип архетипов, то есть такой архетип, тоньше и
абстрактнее которого не существует – его отцом служит сам Абсолют. Задачей
поиска и описания высших архетипов занимается философия, а описанием проявлений
различных (в том числе высоких и высших) архетипов в психике человека –
|
|