|
глубинная психология, получившая в ХХ веке интенсивное развитие, в первую
очередь, в работах К. Юнга, С. Грофа и Д. Хьюстон. Главная причина интереса
психологов – как теоретиков, так и практиков – к архетипам заключается в том,
что именно с ними связаны основные виды психической энергии, или энергии души
человека; кроме того, глубинная структура подсознания, остающаяся и по сей день
практически непознанной, склонна показываться исследователям в архетипических
символах. К числу высших архетипов относятся, например, Ян (мужское начало) и
Инь (женское начало), Локальный и Глобальный архетипы, архетипы Творения,
Осуществления и Растворения.
Психологический парадокс, связанный с высшими архетипами, заключается в том,
что они, с одной стороны, символизируют основные, самые тонкие и глубинные виды
психической энергии человека, находясь в психике и подсознании в самой тайной и
защищенной от вторжения ее области, а с другой стороны, очень откровенно
проявляются в непосредственной жизни человека, представая наблюдателю в виде
соответствующих модальностей (качеств, особенностей) его поведения, которые
обычно не бросаются в глаза, но являются весьма существенными как для самого
человека, так и для его окружающих. Поэтому, внимательно наблюдая и анализируя
человеческое поведение – даже самое обыденное – психолог-практик может получить
важнейшую информацию о соотношениях (балансах) архетипических энергий в самой
глубине психики, а систематически сознательно управляя модальностями в своей
жизни, человек получает возможность косвенно, но весьма эффективно управлять
глубинными процессами своего подсознания, куда прямой доступ обыкновенно закрыт.
Что такое модальности и высшие модальности? Опыт общения совершенно ясно
показывает, что внимание к прямому смыслу произносимых слов (своих и партнера)
оказывается недостаточным – не меньшее, а зачастую гораздо большее значение
имеют разнообразные дополнительные факторы, такие, как сложившаяся ситуация,
ожидания партнеров, их (часто не произносимые вслух) цели, а также интонации,
жесты, мимика и многое другое. Практически всегда в сколько-нибудь значимых для
человека ситуациях общения его волнует не только прямой смысл произносимых фраз,
но и различные качественные особенности, или модальности поведения участников
коммуникации.
Модальности, используемые в поведении и, в частности, в общении, бывают самыми
разными – например, человек может разговаривать быстро или медленно, быть
молчаливым или говорливым, внимательным или невнимательным, терпимым к чужому
мнению или нетерпимым к нему, и все эти и иные качества: молчаливость,
говорливость, внимательность, терпимость, объективность, эмоциональность и т. д.
являются модальностями человеческого поведения. Но с психологической точки
зрения наибольший интерес представляют модальности поведения, прямо связанные с
глубинными структурами подсознания человека – они представляют собой своего
рода фундамент психики. Эти модальности называются высшими модальностями, и они
являются отражением активности в индивидуальной психике соответствующих им
высших архетипов. К числу высших модальностей относятся, например, янская и
иньская, а также локальная и глобальная. Вы можете разговаривать с человеком,
по-янски на него нажимая или по-иньски его очаровывая; говорить локально, то
есть о конкретных деталях, или глобально, обсуждая вопрос в целом.
Коммуникация и высшие модальности. Одна из распространенных проблем
коммуникации – отсутствие сколько-нибудь внятных категорий, ее описывающих. В
настоящее время не существует системы понятий и правил, в рамках которых можно
было бы, во-первых, осознать, что в данной ситуации общения происходит не так,
во-вторых, понять, кто или что тому причиной, и в третьих, найти способ, как
это можно исправить. В качестве попытки изменить такое прискорбное состояние
"коммуникатики" – не существующей в настоящее время науки об общении людей –
автор приложил некоторые усилия, отправной точкой для которых были понятия и
категории, лежащие в области, от проблем коммуникации, казалось бы, весьма
далекой – а именно, в области философских оснований астрологии. Оказалось, что,
несмотря на их чрезвычайную абстрактность, высшие архетипы, лежащие в основе
астрологии, находятся, по-видимому, и в основе психики человека, проявляясь в
ежедневном поведении в виде соответствующих им модальностей, то есть
определенных особенностей его речи, мимики, жестикуляции, интонаций и т. д. На
первый взгляд, эти качества, которые автор назвал высшими модальностями, легко
могут быть заменены одно на другое – однако практически очень быстро выясняется,
что это совсем не так – каждому человеку свойственны в поведении именно его
любимые, привычные для него модальности, и сменить их на альтернативные ему
совсем даже не легко. С точки зрения психики, выбор в каждом конкретном случае
тех или иных модальностей – дело совсем не маленькое, и сопротивление, с
которым сталкивается человек, пытающийся делать это "поперек" воли своего
подсознания, зачастую очень трудно объяснить одной лишь силой привычки.
Создается впечатление, что энергии высших архетипов, активизирующиеся при
использовании соответствующих им модальностей, являются для психики острым
оружием, ключи к свободному владению которым лежат очень глубоко и стоят дорого.
Проблема общения. По убеждению автора, проблемы общения как таковой не
существует. Обычно человек, жалующийся на одиночество, скованность при
взаимодействии с другими людьми, неумение правильно понять партнера, адекватно
выразить себя – словом, имеющий, по его словам, препятствия к адекватному
общению – имеет в своем подсознании отчетливое нежелание общаться с другими
людьми – в частности, их сколько-нибудь глубоко воспринимать, к ним
приспосабливаться и вообще иметь с ними дело. Причины такого подсознательного
нежелания общаться с другими людьми могут быть самыми разными: элементарный
|
|