Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: Коммуникатика :: Ч а с т ь 1 - ГРАММАТИКА ОБЩЕНИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 146
 <<-
 
"Высшие архетипы: опыт психологического исследования").
Янский архетип проявляется в любом прямом воздействии на партнера; наоборот, 
отсутствие прямого воздействия на партнера заставляет предположить активность 
Инь.
Ян апеллирует к сути (или, по крайней мере, претендует на это); Инь, наоборот, 
создает контекст, ходит вокруг да около, украшает, ухаживает, заботится, 
создает условия.
Ян задает прямые вопросы, требующие ответа; Инь задает риторические вопросы, на 
которые можно не отвечать, или вопросы, на которые очень трудно ответить 
конкретно. 
Ян требует прямо - Инь создает ситуацию, предполагающую возможность или 
необходимость некоторых действий.
Ян прямо внедряет свою мысль, идею в партнера, прямо на него воздействует, 
делая то, что от него ждут или то, чего не ожидают. Инь же склонен 
ассимилировать чужое воздействие, приспосабливаться к нему, создавать вокруг 
него контекст, косвенно подводить партнера к эмоции, мысли, действию, вопросу.
Ян отличается однозначностью, краткостью - Инь же многозначен, изобилует 
подробностями и оттенками, вариациями и отступлениями, и в них видит особый 
вкус и тонкий, неочевидный смысл.
Яну свойственна простая неопровержимая дедуктивная логика: из общего он 
мгновенно выводит частное и на этом останавливается. Инь свойственна 
индуктивная логика, которая долго и с большим размахом подбирает множество 
частностей, из которых вот-вот последует общий вывод - но до полной уверенности 
всегда немного недостает.
Ян в диалоге предъявляет намерение; Инь же предпочитает описать свое состояние 
или желание, предоставляя партнеру самому решать, что делать.
Янские описания кратки и подчинены ясной цели; иньские же описания изобилуют 
подробностями и неясно, куда они ведут.
Янской модальности свойственна однозначность понимания и четкие, ясные, заранее 
определенные термины; для иньской же модальности характерны многозначность 
выражения и понимания, неопределенные термины, вариации темы, ассоциации, 
сравнения, метафоры.
Прямой вопрос, предполагающий определенный ответ, в диалоге имеет янскую 
модальность. Наоборот, риторический вопрос, и любая другая реплика, на которую 
можно не отвечать, имеет иньскую модальность.
Короткий прямой ответ на поставленный вопрос имеет янскую модальность. Если же 
ответ удлиняется, обрастает подробностями, изобилует описаниями, то он 
приобретает иньскую окраску.
Ян часто имеет суженное сознание, подчиненное своей цели, и его мало интересует 
контекст; Инь же имеет максимальный интерес именно к контексту, в котором 
растворяется цель (или она вообще отсутствует).
Ян действует - Инь живет.

Диадические модальности.

Диадические архетипы Ян и Инь проявляются в психике человека в виде одноименных 
модальностей. К янской модальности относятся такие человеческие проявления, как 
инициатива, нажим, напор, агрессия; к иньской - терпение, смирение, принятие, 
адаптация к воздействующим факторам. 
Практическая сложность, однако, возникает в случаях, когда влияния Янского и 
Иньского архетипов в коммуникации не очень отчетливы, и о них приходится 
догадываться по косвенным признакам.
Чисто практически отличить янское обращение от иньского обычно легко: янское 
обращение предполагает прямой воздействие на партнера и какие-то внешние или 
внутренние ответные действия (реакцию) с его стороны - например, он должен 
ответить, или запомнить ему сказанное, или изменить свое состояние сознания, 
или удовлетворить свой интерес; иньское же обращение не предполагает прямого 
воздействия на партнера и на него можно не реагировать никак. В частности, 
любые описания действий и обстоятельств, относящихся к жизни протагониста или 
его партнера, лишенные янских маркеров (например, прямого обращения к партнеру),
 обычно имеют иньскую модальность:
- Я ухожу. (инь)

- Я тебя презираю! (инь)

- Ты не посмеешь мне возражать. (инь).
Для того, чтобы сделать подобные реплики (когнитивно) янскими, можно добавить 
прямое обращение или употребить повелительное наклонение:
- Послушай, Фома, я ухожу. (ян)

- Знаешь, я тебя презираю. (ян)

- К вашему сведению, я страдаю уже две недели. (ян)

- Не смей мне возражать! (ян)

- Мне сегодня так грустно - тебе говорю! (ян)

- Только подумай себе: сижу я дома, голодный как тигр - а ключа - нет! Ты 
представь, каково мне было?! (ян)
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 146
 <<-