|
освоение непривычных и "неудобных" для человека простых и (особенно) сложных и
комплексных модальностей не остается незамеченным его подсознанием: в нем
начинаются глубокие процессы, которые иногда сопровождаются осознанием дотоле
спрятанных проблем, но чаще без какого-либо особого осознания приводят к
существенным личностным изменениям, которые участники группы (те, что не
отсеиваются по ходу занятий) воспринимают безусловно положительно; например,
часто можно услышать, что учащийся получает большую психологическую опору и
устойчивость, становится спокойнее, терпимее к окружающим, лучше их понимает и
начинает (без приложения специальных усилий) пользоваться большим уважением или
любовью со стороны близких родственников, друзей и сотрудников.
Можно ли использовать высшие модальности для психотерапии? По мнению автора,
безусловно так, причем такого рода терапия имеет значительные достоинства, в
частности, является для психики весьма щадящей; однако этой психотерапией все
же должен заниматься специалист-психотерапевт. С другой стороны, учащийся,
осваивающий высшие модальности, совсем не должен быть стихийным или
профессиональным психотерапевтом; совершенно достаточно, если он делает это из
любви к искусству общения и с целью научиться лучше понимать окружающих и более
адекватно с ними взаимодействовать; его конкретные психологические и социальные
проблемы по ходу изучения материала лучше прямо не затрагивать.
Цели книги. Предлагаемая читателю книга представляет собой практическое пособие
по изучению модальностей высших архетипов, или, короче, высших модальностей.
Она была задумана автором как инструмент, с помощью которого заинтересованный в
практической психологии читатель может научиться, с одной стороны, лучше
понимать себя и других, а с другой – более точно и совершенно выражать свои
чувства, мысли и намерения. Однако эти цели – лишь самые начальные. Любой
профессиональный коммуникатор – будь он по своей профессии психотерапевт, юрист,
драматург, режиссер, коммерсант, генеральный директор, преподаватель или
дипломат любого уровня – сможет найти прямое применение высших модальностей в
своей профессии, а со временем даже удивится, как он раньше без них обходился.
Возможные результаты. В качестве побочных эффектов длительного (год и более)
изучения высших модальностей характерны следующие:
– учащийся начинает гораздо свободнее чувствовать себя во всех коммуникативных
ситуациях; в частности, он обнаруживает возможности маневра там, где ему раньше
виделись лишь вынужденные ходы;
– повышается уровень понимания учащимся окружающих его людей; в частности, он
осознает, что большая часть того, что он раньше воспринимал как неуместное,
глупое, вызывающее или неадекватное поведение окружающих, есть в
действительности не более чем свойственная им (и органичная для них) форма
проявления и самовыражения. Вследствие этого возрастает терпимость учащегося к
людям и социальным явлениям и он начинает пользоваться большей любовью
окружающих;
– существенно возрастает внимание учащегося к окружающим людям и ситуациям
(поскольку он осваивает во многих отношениях адекватный язык для их описания),
они становятся интереснее и содержательнее; часто пропадает вопрос, как "убить
время" при вынужденном общении с неинтересным партнером или в бессодержательной
ситуации. Во многих случаях учащийся может значительно больше, чем раньше,
сказать окружающим по существу их проблем, особенно коммуникативных;
– увеличивается социальный потенциал учащегося: окружающие начинают относиться
к нему с уважением, прислушиваются к его словам, легче подчиняются его воле; с
другой стороны, его воля в меньшей степени идет поперек их воли и
подсознательных установок. Учащийся становится (когда ему это нужно) гораздо
более дипломатичным, тактичным, искренним и прямым; растет его естественное
обаяние и контактность;
– возрастают возможности самовыражения учащегося во всех ситуациях общения;
самовыражение делается для него психологически менее опасным. Растет его
творческий потенциал в профессиональных и любительских сферах;
– увеличивается психологическая и социальная устойчивость учащегося; он
чувствует, что каждая новая освоенная им модальность – это его добавочная
"нога", твердо стоящая на социальном поле;
– учащийся переосмысливает многие свои узкие внешнесоциальные и внутрисемейные
ситуации, обнаруживая в них гораздо больше степеней свободы и управляемость, о
которой он раньше и не подозревал; многие ранее не решаемые проблемы отпадают
сами по себе или обнаруживаются пути их решения. В частности, учащийся
обнаруживает "ключи" и способы взаимодействия с людьми и ситуациями, в
отношении которых это ранее казалось принципиально невозможным;
– в своем внутреннем мире учащийся получает большую поддержку от освоенных
архетипов, которые становятся его верными друзьями, своего рода очень высокой
"крышей", незаметно ослабляющей или вовсе лишающей силы многих его внутренних
врагов. Учащемуся становятся понятными тонкие механизмы саморазрушения (и
внутреннего, и внешнего), и он овладевает ключами к решению таких внутренних
проблем, корни которых ему или недоступны, или уже несущественны для их решения.
Однако, как говорил дядюшка Римус, пряники гораздо интереснее на вкус, чем на
слух, поэтому автор здесь останавливается и приглашает читателя в ходе освоения
предлагаемых ниже упражнений самостоятельно оценить их (и свои) явные и скрытые
недостатки и достоинства.
С уважением,
Авессалом Подводный.
Вступление
|
|