|
Вопросы к читателю. Знакомо ли вам ощущение, когда вы почти физически
“рассыпаетесь на куски”? Можете ли вы описать противоположное свое состояние?
Прислушиваясь к своему внутреннему состоянию, трудно ли вам определить источник
дискомфорта? Или он непостижимым образом стремится скрыться от вашего внимания?
Любите ли вы жаловаться на боли и дискомфорт в различных частях тела? Или же вы
склонны оценивать свое самочувствие в целом? Для самого себя, для других?
Представляется ли вам приветствие “Будьте здоровы!” имеющим какой-то смысл,
кроме чисто ритуального? Обнимая другого человека, важно ли для вас, как именно
расположить вокруг него свои руки? Имеет ли для вас значение, в какое место
целуют вас и куда целуете вы своих любимых? Во время сексуально окрашенных
взаимодействий важны ли для вас переживания в частях тела, отличающихся от
генитальных зон? Верите ли вы, что эрогенные зоны у каждого человека
индивидуальны и что на них стоит обращать внимание в интимных ситуациях?
Сохраняет ли ваше тело память о прикосновениях других людей? Какие части вашего
тела наиболее обидчивы к неадекватным прикосновениям? Имеет ли для вас смысл
последний вопрос?
Ощущение внешнего мира
Большой ошибкой является идея общности или одинаковости восприятия людьми
внешнего мира, хотя органы чувств у нас у всех устроены примерно одинаково.
Однако, несмотря на это, внутренние переживания отзывов тела на разные
раздражители у разных людей совершенно различны, и эта разница больше, чем
можно себе представить. Поэтому мы, как обычно, рассматриваем не только сами
телесные ощущения человека от окружающего пространства, но и модальности их
переживания человеком.
Глобальный архетип дает человеку склонность интегрировать полученные от
внешнего мира телесные ощущения, воспринимая их в целом. Оценивая и
характеризуя свои телесные ощущения, такой человек скажет: ”Мне хорошо. Мне
удобно. Мне приятно”. Или наоборот: “Жестко, дискомфортно, неуютно”. При этом,
если ему некомфортно, он не притворяется, выдавая характеристику общего плана.
Он действительно не замечает той конкретной причины, по которой он ощущает
дискомфорт. Если переключить его на локальный архетип, то могут выясниться
конкретные подробности. Например, что ему жмут ботинки, или что ему холодно, а
именно, что у него замерзла шея, поскольку ее плохо прикрывает шарф, или что
ему мешает сигаретный дым и что угодно еще, но пока локальный архетип не
включен, глобальный интегрирует все эти частные неприятности и выдает в
сознание человека лишь глобальную характеристику.
Локальный архетип, напротив, выдает, иногда с чрезвычайной точностью, место и
характер ощущений от внешнего мира, то есть человек может очень ярко
чувствовать ощущение от своих стоп, идя по горячему песку, или встав на колени,
с необыкновенной ясностью ощутить фактуру досок, которыми устлан пол,
почувствовать ветер, который шевелит его волосы, особенно прядку у правого
виска, ощутить боль в глазах от чересчур ярких бликов на волнах озера. Все эти
ощущения, которые у разных частей тела могут быть совершенно различными,
существуют в нем одновременно и никак в его сознании не интегрируются. У него
не возникает общего ощущения, свойственного глобальному архетипу. Путешествуя
своим вниманием по различным частям тела, он может попадать то в райские, то в
адские области, не умея выработать какого-то среднего уравновешенного
восприятия.
Вопросы к читателю. Чувствуете ли вы телесный дискомфорт, изменяя среду
обитания, например, выезжая на природу из города, входя в воду, выходя из нее
обратно? Часто ли в вашей жизни бывает так, что вы не можете определенно
ответить на вопрос, комфортно ли вам в окружающей среде? Любите ли вы
контрастные процедуры (быстрые перемещения из холода в тепло, из света в тень и
т.п.)? Цените ли вы стабильность своих телесных ощущений? Трудно ли вам
прощаться с хронической болезнью? Радикально менять климат среды обитания?
Слетать на самолете на два дня в иной климатический пояс?
Еда
Отношение к еде, привычки в еде, сами поедаемые продукты и то, как человек к
ним относится, - не только важная часть в жизни любого человека, хотя он может
и не придавать ей существенного значения, но и зеркало архетипов, царствующих в
его подсознании. Итак, посмотрим, что и как человек ест и как он к этому
относится.
Глобальный архетип воспринимает процесс еды в целом. Он требует от человека,
как правило, выработки определенного режима питания и определенной схемы
питания, разработки его различных аспектов, таких, например, как калорийность,
витамины, минеральные соли, вывод шлаков из организма. К теме еды обычно
добавляются очищение, разгрузочные дни, и все это укладывается в разнообразные
универсальные схемы.
Глобальный взгляд на процесс еды, распространяясь вширь, подчиняет всю жизнь
человека процессу питания. Это видно по временным меткам, которыми человек
регулирует свою жизнь. Они же входят и в разговорный обиход всех людей, которые,
однако, могут не придавать им прямого значения. Такие выражения как
“предобеденное время”, “послеобеденный отдых”, “обсудим это за ужином” говорят
сами за себя. Это ничто иное, как торжество глобального архетипа, наложенного
на процесс еды и продолженного на всю остальную жизнь человека.
Локальный взгляд на процесс принятия пищи гораздо более демократичен и
свойственен детям, для которых еда никак не выделена из общего процесса их
жизни и которые склонны, как выражаются взрослые, кусочничать, т.е. в любой
момент времени прокрасться на кухню, схватить вкусный кусок, немедленно его
съесть и продолжить свои игры. По тому же принципу живут и многие взрослые,
|
|