|
иньская слишком слаба ("Мало ли чего ты хочешь", - может ответить недовольный
муж), а янская недостаточно женственна (настоящая женщина не приказывает - она
лишь разрешает исполнять свои желания, о которых мужчина должен догадаться сам
по косвенным признакам!).
Стадия 2. Идентификация. Если на первой стадии человек вообще не различает
частных архетипов в пределах данного универсального и не обращает внимания на
их модальности, то на второй стадии он начинает их различать, во всяком случае,
в тех ситуациях, когда они проявлены достаточно ярко. Образно говоря, он
замечает тона, но не обертона. При этом обычно его внимание привлекает один из
частных архетипов, который делается его любимцем, а все остальные он чаще всего
игнорирует, пренебрегая ими и считая невыразительными, несущественными или
грубыми; они ему не нравятся или он считает их себя недостойными.
На второй стадии выделяются основные признаки включения частных архетипов и, в
какой-то мере, человек начинает их сознательно или полусознательно отслеживать,
понимая, что они играют существенную роль в происходящем с ним и вокруг него.
При этом выделенный (любимый) частный архетип человек исследует достаточно
разносторонне, хотя пока еще не глубоко, а остальные, как правило, остаются им
практически не изученными.
Для этой стадии характерно отсутствие сколько-нибудь разработанной
дифференциальной диагностики, то есть человек не задумывается о том, по каким
признакам можно определить включение того или иного частного архетипа и
вследствие этого распространены такие эффекты (проходящие им не замеченными),
как замещение архетипов и их слипание (последнее характерно для первой стадии
проработки, но нередко происходит и на второй). Замещение одного частного
архетипа другим, особенно в ситуации, когда любимый архетип замещает один из
игнорируемых, для второй стадии типично. Другими словами, человек овладевает
модальностью, соответствующей избранному им частному архетипу, и пытается
употреблять эту модальность везде и постоянно, даже в тех случаях, когда это
совершенно неуместно и даже невозможно. В последнем случае он фактически
пользуется иной модальностью, но сам для себя он делает вид, что это любимая им.
На второй стадии происходит осознание ситуаций некомплементарности, то есть
человек в принципе понимает, какие модальности следует употреблять в ответ на
стимул, идущий из внешнего мира, но далеко не всегда следует этому своему
пониманию. Причиной этого чаще всего является вытеснение его любимой
модальностью всех остальных, что психологически совершенно понятно: он ею лучше
владеет. Ситуации, когда нужно применить не освоенный им архетип, обычно ставят
человека в тупик, делают его скованным, невротичным или истеричным.
Для этой стадии характерно то, что некомплементарность человек замечает чаще
всего не в своем поведении, а во внешнем мире. Например, на второй стадии
проработки диадического архетипа распространена ситуация, когда человек
избирает себе в качестве любимого архетипа ян (активное воздействие), а в
качестве нелюбимого, презираемого оказывается инь (принцип восприятия,
послушания, подчинения). В этом случае человек может перебить своего партнера и
начать в ответ на агрессию отвечать агрессией, совершенно не заметив
некомплементарности своего поведения и считая его не только естественным, но и
единственно возможным. С другой стороны, некомплементарную реакцию внешнего
мира на свое поведение он заметит гораздо быстрее, хотя тоже не сразу. Например,
если это начальник, он быстро поделит своих подчиненных на две категории:
послушных и строптивых, и к первым будет относиться существенно более
положительно, хотя это не означает, что он будет их меньше нагружать - скорее
наоборот.
Типичная ситуация замещения в нашем примере будет выражаться в том, что человек
с акцентуацией янского начала на второй стадии проработки диадического архетипа
не будет уметь извиняться. Простейшая фраза: "Я был виноват", - окажется для
него практически невозможной, и он будет пытаться заменить иньскую модальность
янской, принося косвенные извинения такого рода: "Я совершил ошибку и я за нее
отвечаю", - но, скорее всего, попытается проигнорировать такого рода ситуации и
перевести разговор на другую тему, возможно, показав смущенным видом или
виноватым тоном свое состояние, но не выражая его в явных словах. Прямое
обозначение своего состояния для него тождественно признанию в своей слабости,
некомпетентности и неспособности к решительным действиям.
Проработка частных архетипов. На второй стадии проработки универсального
архетипа начинается процесс проработки составляющих его частных архетипов. Мы
рассматриваем три основных уровня проработки частного архетипа: варварский,
любительский и профессиональный.
На варварском уровне проработки человек не осознает архетипа и совершенно не
владеет соответствующей модальностью. На него нисходит настроение и в рамках
этого настроения он себя осознает и совершенно не в силах с ним бороться.
На любительском уровне человек уже осознает модальность своего архетипа, в
какой-то мере ее отслеживает и действует с учетом ее проявления и у себя, и у
других людей, и в ситуации в целом. В то же время он очень в слабой степени
может изменять эту модальность, но корректирует в соответствии с ней свое
поведение.
На профессиональном уровне человек видит много субмодальностей в пределах
модальностей данного архетипа, умеет их менять нужным ему образом и в какой-то
мере может менять модальность данного частного архетипа на модальность
родственного ему. В своем поведении и восприятии он умеет управлять сменой
модальностей, употребляемых окружающими людьми и возникающих в окружающих
ситуациях.
|
|