|
естественно дополняющая данную, называется комплементарной ей (калька с
английского слова complementary - соответствующий чему-либо), и тот же термин
мы далее используем для архетипов: так, комплементарным к иньскому архетипу
будет янский, и наоборот. Употребление в диалоге любой модальности, отличной от
комплементарной, будет некомплементарным поведением, осложняющим коммуникацию;
однако некомплементарность бывает разная: от очень грубой, фактически
разрывающей ткань общения, до легкой или малозаметной, осложняющей его лишь
косвенно.
Например, резкое прерывание собеседника в разгар его речи и навязывание ему
контраргументов, никак не связанных со смыслом его высказываний, - поведение по
типу "ян на ян" - безусловно, грубо некомплементарно. Менее грубой, хотя также
некомплементарной, является реакция по типу "инь на инь", которую иллюстрирует
многозначительный вечерний разговор двух супругов:
- Я так много всего сегодня сделала по дому, и так не хочется одной убирать
кухню...
- А у меня сегодня был такой тяжелый рабочий день, и нужно срочно просмотреть
биржевую сводку...
Восприятие архетипа. Итак, архетип прячется в фон, модальность, полутень,
поглубже в подсознание. Зачем же насильственно извлекать его на безжалостно
яркий свет сознания? Ответ прост: миром правят тонкости (тончайшая из них -
Абсолют), и если мы хотим хоть как-то проникнуть в легчайшие кружева кармы, то,
игнорируя модальности, мы лишь наделаем в них дыр да завяжем дополнительные
узлы. Наоборот, чувство архетипа, выражающееся в постоянном полусознательном
внимании к употребляемым нами самими и окружающими людьми модальностям, дает
нам тонкое и точное чувство времени, чувство меры, великолепные коммуникативные
способности. Но это, конечно, далеко не все.
Тонкий мир управляет основными процессами плотного. Язык тонкого мира это язык
архетипов и абстрактных качеств, окрашивающих плотные события акварельными
тонами соответствующих модальностей. Поэтому, обращая на них сознательное
внимание, мы получаем прямой ключ к тонкой карме - тем более эффективный, чем
лучше мы умеем различать оттенки и полутона. С точки зрения психологии,
архетипы и модальности - наиболее адекватный язык описания глубинных слоев
подсознания, где правят бал весьма абстрактные символы и нет места никакой
конкретике в бытовом ее понимании: даже совершенно конкретный травматический
опыт, становясь для человека источником существенного блока в психике,
предварительно неизбежно проходит стадию существенного обобщения и превращения
в чрезвычайно абстрактный символ, который наделяется большим эмоциональным
содержанием и начинает окрашивать всю жизнь человека, работая как бы "под
архетип".
Человек, выработавший в себе постоянное внимание к используемым окружающими и
им самим модальностям, никогда не окажется застигнутым совершенно врасплох
резкими, драматическими и тем более катастрофическими событиями и переменами в
жизни: им обязательно предшествуют существенные дисбалансы и напряжения на
уровне тонких архетипических проявлений, например, характерные и устойчивые
некомплементарности во взаимодействиях человека с окружающими и самим собой,
которые, будучи вовремя замечены и адекватно поняты, могут указать пути
предотвращения будущей катастрофы или ее существенного смягчения.
Архетипы и жизненные сюжеты. Любой человек рано или поздно обнаруживает, что
его жизнь не представляет собой хаотического набора случайностей, но, наоборот,
подчинена определенным закономерностям, или сюжету, выйти за рамки которого
чрезвычайно трудно, если вообще возможно. При этом фактическое наполнение жизни
может меняться, но некоторые психологически наиболее существенные ее черты и
закономерности сохраняются, несмотря ни на что.
Вероятно, каждый человек в юности сталкивался с необходимостью написать или
хотя бы прочитать трактат под названием: "Что такое "не везет" и как с ним
бороться?" Однако с годами некоторые индивиды почему-то теряют интерес к этой
теме, как будто находят отчетливый конструктивный ответ на поставленный вопрос,
другие же полностью подчиняются коварному невидимому существу по имени Невезуха,
становясь его закадычными друзьями, и никакие усилия с их стороны не помогают
отвлечь его внимания от их персоны. Известный американский психолог Эрик Берн
ввел даже специальные термины - характеристики трех видов судьбы, или
жизненного пути, человека: неудачник, непобедитель (середняк) и победитель.
Неудачник характеризуется тем, что неизменно проваливает любые свои
сколько-нибудь серьезные планы, какую бы поддержку и авансы от внешней среды он
ни получал. Даже если все говорит в пользу того, что его мероприятие пройдет
успешно, в критический последний момент он обязательно заболеет, или попадет в
автокатастрофу, или просто забудет передать важную информацию - и дело будет
сорвано.
Середняк старается избежать крупных провалов, и, как правило, ему это удается.
Он точно знает свой потолок и выше себя не прыгает, но в то же время
старательно поддерживает свой уровень. Если ему представится возможность ценой
существенных усилий подняться на две ступеньки выше его уровня, он откажется -
либо струсит, либо из природной скромности решит, что такая задача ему не по
плечу. Он не герой, но и не нищий, и отчетливо и успешно избегает обеих этих
крайностей, в глубине души их опасаясь и стыдясь одновременно.
Победитель не ставит для себя никаких априорных ограничений: если судьба
повернется так, что предложит ему пост президента США или подарит харизму
гуру-чудотворца, он охотно примет это положение и даже приложит значительные
усилия для достижения соответствующей цели, если она его прельщает. С другой
стороны, он интуитивно точно знает грань, отделяющую реально достижимое от
|
|