|
воздействию, материал для творения (воплощения).
Таким образом, можно сказать, что ян воздействует, а инь подвергается
воздействию; при этом все, что относится к характеристикам воздействия, -
замысел, энергия, инструменты - суть янские атрибуты, а все, что относится к
объекту воздействия, - его качества, способы и аспекты реагирования - суть
атрибуты иньские.
Диалектический архетип (см. книгу автора "Эзотерическая астрология”). Этот
универсальный архетип включает в себя три частных архетипа, соответствующие
трем фазам существования объекта: творению, осуществлению и растворению.
Архетип (фаза) творения соответствует периоду, когда объект возникает в
окружающей среде как бы из ничего или за ее счет; он строится, создается, берет
авансы и проходит первоначальные испытания в искусственно облегченных условиях;
здесь его кармическая задача только ставится.
Архетип (фаза) осуществления соответствует периоду жизни объекта, когда он
находится в балансе с окружающей средой, полноценно участвует в предусмотренном
во внешнем мире разделении труда, берет небольшие кредиты и оперативно за них
расплачивается, и выполняет в общих чертах свою кармическую задачу.
Архетип (фаза) растворения соответствует периоду разрушения объекта; здесь он
перестает выполнять свойственные ему на фазе осуществления функции, утрачивает
баланс с окружающей средой, становясь ее жертвой, расплачивается по
долговременным обязательствам, взятым еще на фазе творения и завершает свою
кармическую задачу, доделывая то, что было упущено на фазе осуществления.
Временные архетипы (фазы времени) в жизни любого человека и в любой ситуации
меняются весьма причудливым образом, и их внимательное отслеживание дает
человеку гораздо лучшее понимание динамики внешних и внутренних процессов.
Индивидуальность и модальности. Каждый человек нуждается в обретении и
раскрытии своей уникальной индивидуальности (даже если он этого не осознает или
вытеснил соответствующую потребность в подсознание). Эта индивидуальность
проявляется, как правило, в тонкостях и акцентах, которые возникают спонтанно и
как бы ниоткуда, и окрашивают его поведение, мироощущение и самовыражение в
определенные тона и оттенки. Однако нередко эти оттенки не встречают достаточно
благожелательного отношения со стороны среды, и человек пытается их кардинально
изменить - к большому ущербу для своей индивидуальности. Другой вариант
существенного искажения личной судьбы возникает, когда человек вообще не
придает значения важным модальностям своей внешней и внутренней жизни, живет
"как придется" или "как все", игнорируя весьма существенные для себя тонкости
(а зачастую и "толстости"). В этом случае не замечаемые им, но весьма
существенные для него полутона и оттенки фактически тащат его по чуждым для
него жизненным сюжетам, из которых он тщетно пытается вырваться путем прямых
действий (действуя по близорукому "существу"), а убедившись в бесплодности
таких попыток, и вовсе машет в отчаянии рукой на себя и свои обстоятельства.
Фактически найти и отстоять право на "свои" модальности поведения и восприятия
- важнейшая духовная задача человека, без решения которой он не может
состояться и решить главных задач своей текущей жизни. Однако это не так просто
- в частности, те модальности внешнего и внутреннего поведения, которые
проявляются у человека в детстве или интенсивно развиваются в юности, во многих
случаях представляют собой наводки семейной и социальной среды, от которых
нужно избавляться или существенно их корректировать. И если даже человек
берется это делать, то во многом ведет себя стихийно и непоследовательно, не
имея адекватного языка для выражения своих проблем; созданию такого языка и
посвящены усилия автора.
Модальности и подсознание. Модальности по самому своему определению, как
правило, воспринимаются подсознанием - сознание направлено на суть, существо
происходящего. В тех случаях, когда ученик специально осваивает новую
модальность, она, конечно, оказывается в центре его внимания - но, как правило,
ненадолго, пока им не осваивается, а потом снова благополучно становится на
периферию сознания. С другой стороны, именно модальности в максимальной степени
удобны для восприятия и хранения подсознанием - оно архетипично и символично в
гораздо большей степени, чем сознание, и модальности - его естественный язык.
В начале ХХ века Зигмунд Фрейд высказал мнение, что царский путь в подсознание
- это толкование сновидений, и его ученик Карл Юнг был с ним солидарен. Во
второй половине нашего века третий великий исследователь подсознания Станислав
Гроф, проводивший свои исследования на опытах с ЛСД, сказал, что царский путь в
подсознание это психоделические трансы. Однако и то и другое (то есть и сон, и
ЛСД-транс) суть подчеркнуто измененные состояния сознания, и, нисколько не
подвергая сомнению классиков, автор считает, что и в обычных состояниях
сознания человека есть прямой доступ к его подсознанию - так сказать, третий
царский путь в него - это наблюдение за модальностями, которые использует и на
которые реагирует человек; иллюстрациям последнего тезиса посвящены многие из
следующих далее страниц этой книги.
Модальности: синтонность и комплементарность. В любом взаимодействии человека
со внешним миром и с самим собой весьма существенны, хотя чаще всего проходят
незамеченными для сознания, взаимодействия между модальностями. Если человек,
отвечая мне, употребляет ту же модальность, которую я использовал, обращаясь к
нему, то его ответ будет синтонным, или, как говорят иногда, зеркальным. Однако
синтонный ответ далеко не всегда меня устроит, а нередко и вообще сорвет
общение: например, выступая в янской (активной) модальности, скажем, интенсивно
уговаривая своего партнера сделать что-либо, я предполагаю, что он меня
выслушает и воспримет мои предложения, то есть займет, по крайней мере, на
время моего монолога, иньскую (воспринимающую) позицию. Модальность,
|
|