Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: ВЫСШИЕ АРХЕТИПЫ: ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ :: 1. ВСТУПЛЕНИЕ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-
 
или, если это оказывается невозможным, качественно его менять.
Сейчас, однако, меняются не только формы социальной жизни больших коллективов - 
меняется сам человек, меняются архетипические варианты судеб индивидов и 
коллективов и становится несравненно более ясной сама природа человека как 
творения Божьего и Божественного инструмента воздействия на мир. Информация и 
техники, бывшие раньше в распоряжении узкого круга избранных, рассекречиваются 
и становятся доступными всем желающим - разумеется, теряя при этом 
первоначальную харизму и превращаясь из последних в первые ступени Лестницы 
Восхождения, но все же открывая ее всем стремящимся.
Греческое слово архетип в переводе означает первообраз. С легкой руки 
знаменитого швейцарского психолога Карла Юнга оно вошло в западную культуру ХХ 
века в значении "универсальный образец", и хотя сам Юнг понимал архетип 
достаточно конкретно - как универсальный мифологический сюжет или символ, 
присутствующий в большинстве религиозных культур - впоследствии значение этого 
слова было расширено до представления об универсальном символе, который может 
по-разному интерпретироваться в любых обстоятельствах, не теряя при этом своего 
основного звучания.
Поиск и первичное описание ведущих (активных) архетипов эпохи - задача 
культурологии и философии, но без подробного изучения их влияния на психику 
отдельных людей и коллективов она не может считаться выполненной, так как 
именно в психике архетип проявляется наиболее развернуто и полно. 
Архетипы и модальности. Архетип проявляется во внутреннем и внешнем поведении 
человека не напрямую, а через определенную модальность, то есть через качество 
происходящих внутри и вне человека процессов. Люди зачастую не склонны обращать 
внимание на используемые ими и обращенные к ним модальности, интересуясь больше 
"существом дела"; однако для подсознания, а также для жизни человека в целом 
модальности играют не менее важную роль, чем осознаваемое "существо дела", 
окрашивая его в определенные тона и оттенки, которые, в конце концов, 
оказываются основным фактором, а то, что казалось сутью, во многом отступает на 
второй план или даже кажется вовсе несущественным. Одна из задач практического 
психолога заключается в том, чтобы помочь клиенту ясно увидеть спектр 
используемых им модальностей, а также его расширить, - и тому, куда и как можно 
расширять этот спектр, во многом посвящено настоящее исследование.
Универсальные и частные архетипы. Как правило, высшие архетипы не существуют 
поодиночке: они появляются родственными группами (если угодно, кланами), тесно 
связанными друг с другом, как на философском плане, так и в индивидуальной 
психологии, и именно так, системно, их естественно описывать - по крайней мере, 
автор идет по этому пути. Полная совокупность частных родственных друг другу 
архетипов образует универсальный архетип, описание которого на уровне 
модальностей психики соответствует ее рассмотрению с единой и весьма 
специфической точки зрения. Что дает такое рассмотрение? Например, по опыту 
автора, любые психологические проблемы человека, сколь бы конкретными они ни 
казались, всегда сопровождаются резкими нарушениями баланса и взаимодействия 
частных архетипов (модальностей) в пределах какого-то универсального архетипа 
(нередко сразу нескольких). Поэтому, учась правильно балансировать 
соответствующие частные архетипы, человек если и не решает свою наболевшую 
проблему кардинально, то, по крайней мере, существенно оздоравливает больную 
почву, на которой она выросла.
Можно сказать, что архетип задает определенный способ видения (восприятия, 
интерпретации) мира; частные архетипы в пределах данного универсального 
архетипа дают в совокупности объемный взгляд, позволяющий охватить объект 
(процесс) со всех сторон, не оставив ничего незамеченным. В качестве примера 
бросим первый взгляд на подробно рассматриваемые в следующих частях книги 
универсальные архетипы.
Холистический архетип. Этот универсальный архетип состоит из двух частных 
архетипов, глобального и локального.
Глобальному архетипу соответствует взгляд на объект в целом, когда он 
рассматривается как единая замкнутая система, существующая изолированно от 
остального (внешнего) мира - это, если угодно, архетип рамки, которая наводится 
на определенный фрагмент мира, отделяет его от окружающего пространства глухой 
стеной и объединяет в единое целое, делая его при этом моделью мира.
Локальный архетип рассматривает объект как выделенную часть (деталь) некоторого 
целого, с другими частями (деталями) которого он связан различными связями. При 
этом как целое само по себе, так и остальные его детали, видятся словно в 
сильном тумане, как бы подразумеваются, а весь фокус внимания направлен на 
данный объект.
Таким образом, глобальный и локальный взгляды на объект в некотором смысле 
противоположны и взаимодополнительны: глобальный взгляд означает рассмотрение 
объекта в целом, когда все детали и частности отступают на второй план, 
локальный же взгляд фиксирует одну из деталей (элементов, частей) данного 
объекта, изучает ее особенности, рассматривает ее сопряжения с другими деталями 
в рамках целого.
Диадический архетип (см. книгу автора "Покрывало майи, или Сказки для 
невротиков"). Этот универсальный архетип также состоит из двух архетипов, 
которые в китайской традиции называются инь (женское начало) и ян (мужское 
начало); в западной традиции им приблизительно соответствуют понятия материи и 
духа. 
Янское (мужское) начало традиционно описывается как активное, стимулирующее, 
творящее, воплощающееся; иньское (женское) начало предстает как инертное, 
реактивное (реагирующее на воздействия), восприимчивое, подвергающееся 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-