|
оформлены в виде конкретных ритуалов, дающих неизменный гарантированный
результат. Но некоторые полуритуальные приемы, позволяющие как бы пригласить
эту субличность выйти из глубины подсознания и активизироваться на том или ином
материале, у человека уже образуются, и у него уже имеет соответствующий
инструментарий - как психологический, так и материальный. Нередко он чувствует
ее близость, когда она собирается самопроизвольно активизироваться, и он может
подготовиться к ее проявлению, но редко может ему воспрепятствовать.
Активизация анахатной субличности в виде легких оттенков меняет все формы
поведения и внешнего облика человека: его мимику, жестикуляцию, тембр речи,
осанку, темп движений и т. д. Кроме того, у анахатной субличности есть свой
"инструментарий", пока еще не очень большой, но свойственный только ей:
определенные жесты, словечки, гримаски, вещественные предметы.
Существенным отличием анахатной субличности от субличностей трех низших уровней
является ее способность выступать в фоновой или служебной роли для других
субличностей - муладхарные, свадхистханные и манипурные субличности этого не
умеют, они могут выступать лишь как управляющие, а иначе практически
выключаются или становятся неощутимыми.
Субъективное ощущение человека от анахатной субличности - что она всегда
"недалеко", хотя не факт, что если ее прямо позвать, то она сразу подбежит: она
относится к человеку, как норовистая лошадь к своему ковбою. Если у нее хорошее
настроение, на ней можно ехать, куда нужно и даже на ней охотиться, но если она
встала не с той ноги, то даже подозвать ее - проблема, не говоря уже о
послушании командам.
Формирование определенного качества характера в виде анахатной субличности
означает, что это качество стало неотъемлемой чертой человека, проявляющейся
достаточно регулярно и во всех областях его жизни; более того, у него есть
чувство, что эта черта потенциально может реализоваться в почти любой жизненной
ситуации - но "приказать" ей проявиться, когда она того отчетливо не желает, он
все же не может.
Рассмотрим, например, такое качество человека, как доброта. Когда можно сказать,
что оно становится неотъемлемой чертой его характера, то есть субличность
Добряка выходит на уровень анахаты? Это означает, что добрая улыбка и
бескорыстная помощь другим людям - частые сюжеты в жизни этого человека, ему в
принципе легко простить другого, помочь близкому и далекому; он по характеру
незлобив и не обидчив, и этими качествами обладает настолько устойчиво, что ему
не нужно специально их поддерживать в своем сознании для того, чтобы они
проявились. Поэтому его субличность Добряка с успехом помогает на служебной
роли другим его субличностям, таким, как Подчиненный, Начальник, Отец Семейства,
Старый Друг и многим другим. Но если субличность Добряка находится у человека
на уровне муладхары или даже манипуры, она не сможет помогать в служебной роли
его другим субличностям - она сможет проявиться лишь как управляющая в
соответствующих редких эпизодах его жизни, целиком посвященных темам прощения,
бескорыстной помощи, искренней улыбки и т. д.
Роль, соответствующая анахатной субличности, занимает существенную часть жизни
и помыслов человека, хотя она не оформлена "законодательно" как определенная
часть его жизненного распорядка, и легко может быть потеснена базисными ролями
- потеснена, но не сдвинута в угол. Это, например, устойчивое хобби человека,
увлечение, которым он занимается уже много лет и которое существенно
поддерживает его душевное равновесие, но не стало все же профессией или
регулярным занятием. Он, например, на досуге для своего удовольствия посещает
рестораны большого города, или путешествует по его канализационной сети, или
через иллюстрированные журналы отслеживает личную жизнь звезд экрана, или
дружит с одной из них в роли преданного поклонника. Другой пример анахатной
субличности - многолетняя безнадежная и безответная любовь к жене старого друга,
с которой человек время от времени ведет беседы о своей жизни, не рассчитывая
на что-то более серьезное. Когда соответствующая субличность активизируется,
человек чувствует сильное желание увидеть эту женщину и о чем-то с ней
поговорить - не так важно, о чем конкретно.
Анахатная субличность очень устойчива, так просто ее не опрокинешь и не
опровергнешь. Если ей соответствует социальная роль, то обычно в ней человек
себя чувствует полупрофессионалом - но таким, который при случает даст много
очков вперед официальному "специалисту". Так дилетант-любитель поэзии может
знать ее в некоторых отношениях много лучше профессионального литературного
критика.
У анахатной субличности нет выраженных атрибутов, характерных для вишудховской
личности, но есть намеки на эти атрибуты. Каждый серьезный автор надеется, что
чтение его книг создает у читателя анахатную субличность, терпеливую и
внимательную.
Примеры предъявления анахатной субличности:
- Я, когда вижу женщину, чувствую, что становлюсь как-то живее, интереснее,
начинаю ей что-то рассказывать, предлагать, объяснять...
- Я каждый сезон в теннис играю, очень это люблю, хотя профессиональные
соревнования - не мое, но и у перворазрядников, случается, сет выигрываю.
- Я, когда стал акварелью увлекаться, так ею проникся, что даже мир теперь
по-другому вижу, ярче, подробнее, свежее.
- Я человек верующий, и хотя в церковь нерегулярно хожу, но дома перед иконами
часто стою, и разговариваю с ними, и советы получаю, и стараюсь им следовать.
Упражнение 12. Подумайте, какие ваши субличности находятся на анахатном уровне.
Предъявите их во фразах. Подумайте, какие из них вы бы предпочли видеть на
манипурном, свадхистханном или муладхарном уровне или вовсе несуществующими, а
|
|