Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 113
 <<-
 
обсуждаемой темы или ситуации и потому чаще всего имеют модальность растворения.
 
В качестве примера рассмотрим три варианта сцены встречи большого начальника 
Зиновия Каллистратовича со своей молодой любовницей Ефросиньей (Фросей). 
Место действия: уютная квартирка Ефросиньи. Звенит входной звонок. Ефросинья 
открывает дверь. На пороге стоит Зиновий Каллистратович с портфелем и букетом 
гвоздик.
З и н о в и й К а л л и с т р а т о в и ч. (солидно улыбаясь) Здравствуй, Фрося.
 Это тебе мой сюрприз (протягивает гвоздики). (твор)
Е ф р о с и н ь я. (разочарованно) Гвоздики - это банально. (раст)
З и н о в и й К а л л и с т р а т о в и ч. А что ты на это скажешь?! (входит в 
квартиру, быстрым движением вынимает из портфеля бутылку коньяка и показывает 
Ефросинье) А?! (твор)
Е ф р о с и н ь я. Мужчины любят коньяк. Коньяк - это хорошо. (раст)
З и н о в и й К а л л и с т р а т о в и ч. Я рад тебя видеть, Фрося. (твор)
Е ф р о с и н ь я. (кокетливо) А я так устала вас ждать, Зиновий Каллистратович 
- просто сил нет! (раст)
З и н о в и й К а л л и с т р а т о в и ч. А я кое-что и на закуску принес, 
Фросенька! (достает из портфеля баночки с деликатесами). (игриво) Поцелуешь 
своего милого? (твор)
Е ф р о с и н ь я. Да, судьба женская - подчиняться мужчинам. (целует Зиновия 
Каллистратовича в подставленную им щеку и с усталым видом идет накрывать на 
стол). (раст)
Однако та же сценка совершенно преображается, если партнеры используют иные 
диалектические модальности:
З и н о в и й К а л л и с т р а т о в и ч. Все в этой жизни должны следовать 
правилам, Фрося, поэтому я принес тебе цветы в подарок. (раст)
Е ф р о с и н ь я. (радостно) Ой, гвоздики! (твор)
З и н о в и й К а л л и с т р а т о в и ч. Хорошо, когда подарки приносят 
радость. (раст) (молча с отсутствующим видом достает из портфеля коньяк и 
баночки и пытается вручить Ефросинье)
Е ф р о с и н ь я. Ах, какой коньяк! Икра паюсная! Спасибо, милый Зиновий 
Каллистратович! (бросается ему на шею и пылко целует) (твор)
З и н о в и й К а л л и с т р а т о в и ч. (шутливо) У меня руки отсохнут все 
это держать. (раст)
Е ф р о с и н ь я. (хватает подарки и мчится с ними на кухню) (весело) Я сейчас 
вмиг на стол накрою! (твор)
Если же наши герои изберут оба осуществительную модальность, то их встреча 
будет оформлена совсем иначе:
З и н о в и й К а л л и с т р а т о в и ч. (деловито) Держи, Фрося, цветы. 
(осущ)
Е ф р о с и н ь я. (серьезно) Здравствуйте, Зиновий Каллистратович, спасибо, вы 
такой обходительный, как всегда. (помогает ему снять пальто). (осущ)
З и н о в и й К а л л и с т р а т о в и ч. (открывая портфель) Вот тут еще 
шампанское и черная икра - к столу, чтобы нас радовать, как обычно. (осущ)
Е ф р о с и н ь я. (серьезно) Икра же потенцию поднимает. (осущ)
З и н о в и й К а л л и с т р а т о в и ч. (серьезно) Ну, ты еще лучше ее 
поднимаешь. Пошли.
Е ф р о с и н ь я. (деловито) Пошли.
Упражнение 3. Сочините самостоятельно сценки на следующие темы и на одну тему 
по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться указанных модальностей.

1. Молодой первобытный воин Зуб Мамонта из племени Быстроногих Оленей пытается 
сделать брачное предложение девушке того же племени по имени Цветок Зари. 
Однако Цветок Зари считает это обсуждение преждевременным.
а) Зуб Мамонта - инь; Цветок Зари - ян;
б) Зуб Мамонта - ян; Цветок Зари - инь.
2. Дама Виолетта купила себе большой красивый кактус и демонстрирует его своей 
подруге Алевтине. Подруга отчасти восхищается, отчасти завидует, отчасти 
ревнует.
а) Виолетта - твор, Алевтина - осущ;
б) Виолетта - раст, Алевтина - твор.
Модальности умолчания 
В некоторых случаях в трансляции не слышны, не видны и не ощущаются никакие 
модальные маркеры из данной семьи. Как определить модальность такой трансляции, 
то есть какова модальность умолчания в данной семье? В большой мере последняя 
зависит от ситуации в целом и от индивидуальных психологических установок 
партнеров - но, кроме того, обычно действуют определенные правила умолчания, 
которые часто позволяют правильно определить модальность такой "безмаркерной" 
трансляции.
В диадической семье правило умолчания таково: в социальном (отдаленном) общении 
диадическая модальность умолчания - иньская. Это означает, что если в 
трансляции отсутствуют янские маркеры, то она воспринимается как иньская. Это 
означает, что для того, чтобы поставить янский акцент в трансляции, надо 
специально этим озаботиться, а если этого не сделать, то трансляция 
воспринимается как иньская. Иными словами, если протагонист на меня отчетливо 
не нажимает, то это значит, что я не обязан хоть как-то реагировать на его 
обращение. Впрочем, это правило не относится к близкому общению, где правило 
умолчания точно противоположное: в тесном (интимном) общении диадическая 
модальность умолчания - янская. Это означает, что в таком общении любая 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 113
 <<-