|
антюрными
методами его прадедом. Прадед же по фундаментальному психотипу был отчетливым
человеком творения и скорее бы нашел общий язык с игроком, чем с собственным
правнуком.
Послушаем теперь перебранку двух супругов, живущих в разных временных фазах:
жена - в фазе творения, муж - в фазе осуществления.
Ж е н а. Какой же ты все-таки зануда!
М у ж. Ты хочешь сказать, что я люблю все доводить до конца?
Ж е н а. А особенно, когда это уже всем смертельно надоело!
М у ж. По-твоему, лучше бросить дело на полпути?
Ж е н а. Главной ошибкой моей жизни было, что я послушалась Ирэн и пошла вместе
с ней на вечеринку к Питеру, где сразу в тебя влюбилась.
М у ж. Ну, мне не показалось, что сразу... Я так и вовсе поначалу не обратил на
тебя внимания. А потом, конечно, заметил... И немало потрудился, пока удалось
довести тебя до венца, так что теперь терпи.
Ж е н а. Ты испортил мне всю мою юность!
М у ж. А теперь собираюсь сделать то же со зрелостью и старостью.
Ж е н а. Ах, милый! (Порывисто обнимает.)
Человек осуществления, как видим, победил, хотя поначалу его шансы были
невелики. Вообще с ним бывает очень тяжело, особенно на его (психологической)
территории, поскольку он слишком хорошо знает, что хорошо и что плохо, каковы
цель, средства и критерии эффективности. Аргумент, что все в этом мире приходит
от Бога и уходит к Нему обратно, для человека осуществления не окажется
сколько-нибудь убедительным и весомым; он считает, что Бог создал его и его
работу и эту работу нужно добросовестно исполнить. Кто тут возьмется возражать?
А, между тем, возражения вполне даже существуют, но для того, чтобы их услышать,
нужно изменить качество времени, перейдя в фазу творения или растворения, а
это для человека осуществления чрезвычайно трудно (он и на рождение и умирание
будет смотреть как на работу).
В своей эмоциональной жизни человек осуществления эффективен. У него можно
научиться искусству проживания эмоций. Чувство, которое им владеет, не покинет
его, пока полностью не отыграет и не начнет превращаться во что-то иное
(например, в свою противоположность). При этом эмоция может в рамках своего
основного содержания постоянно воспроизводиться, варьироваться, выражаться в
самых разнообразных видах и формах - умение, необходимое актеру в характерной
роли. Правда, исчерпывая свое чувство, человек осуществления рискует исчерпать
партнера (а то и все свое социальное окружение), поэтому ему нужно следить за
диапазоном и ассортиментом своих чувств, чтобы всегда можно было предложить
окружающим хотя бы два-три разных.
Человек осуществления в своих чувствах не стремится к выраженным открытиям и
окончаниям: у него что-то есть (откуда-то оно взялось - непонятно, откуда, да и
не важно это), и он с ним занимается. Его нелегко (особенно если он этого не
хочет) "завести" с пол-оборота, но если чувство им овладеет, ему трудно с ним
справиться, пока оно не пройдет свой путь по его психике. Зато он может успешно
работать над овладением своими эмоциональными процессами, их конструктивизацией,
высветлением и т. д. Единственное, что будет ему плохо удаваться, - это
контроль за возникновением эмоций и их окончательным уходом. Вновь появляющиеся
чувства будут им чаще всего регистрироваться как вполне созревшие, и овладеть
умением идентификации и истребления сорняков, пока они еще только проклюнулись,
ему будет сложно. С другой стороны, ему будет сложно отслеживать и завершение
своих переживаний, так что негативное чувство, которое, как ему кажется, давно
его оставило, может еще долго бродить в несколько измененном виде по его
подсознанию, отравляя его. Ему нужно старательно учиться искреннему и полному
прощению, прощанию, забыванию, быльем порастанию.
Эмоционально он туговат на подъем: его надо "завести", зарядить - и после этого
он будет долго переживать, находить все новые и новые оттенки, трансформировать
исходный эмоциональный импульс в иные формы и т. д. Например, поход в театр он
может переживать месяц и больше, причем его первичные впечатления будут
существенно отличаться от тех чувств, которые сформируются позже. В искусстве
(и в любви) он предпочитает достаточно длинные, разработанные сюжеты; например,
может, не скучая, годами смотреть полюбившийся ему телесериал, не пропуская ни
одной передачи. В то же время оценить по достоинству короткий рассказ, где
действие, только начавшись, сразу заканчивается, ему трудно. На низком уровне
развития это дает фиксацию, застревание как на отрицательных, так и на
положительных переживаниях (реакция восторга типа: "Как я
|
|