|
снисходительности слышится в выражении "мир детства". Кто всерьез относится к
детским писателям? Их любят (со времен детства) - но не уважают, по крайней
мере, не так уважают, как "взрослых" писателей и поэтов.
Таким образом, мы видим (слышим, чуем, даже осязаем), что жизнь бессмысленна -
ибо зрелость, ее кульминация, неизбежно превращается в старость, то есть
завершается упадком, разрушением и гибелью. Отсюда, в порядке психологической
защиты, возникает характерный для нашего времени культ юности как первой фазы
зрелости, когда конец жизни еще далеко за горами. Но... "кольчуге не спрятать
рубищ" - ярко выраженное пессимистичное настроение эпохи пробивается и через
фетишизированные юношеские свежесть, красоту и несгибаемый оптимизм, питающийся
глубоким равнодушием ко всему на свете, кроме своего несравненного "я".
Существует, однако, и другой диалектический архетип, не горизонтальный, а
вертикальный, в котором течение времени делится на три качественно различных
участка с четкими переходами от одного к другому. Этот архетип, по мнению
автора, не только более глубок и оптимистичен, но и более соответствует
наступающей эпохе, и мы переходим к его рассмотрению.
Как и раньше, при рассмотрении четырех стихий, мы опираемся на великий
космогонический архетип (ночь Брамы - утро Брамы - день Брамы - вечер Брамы...).
Само понятие времени имеет смысл, лишь если есть проявленная Вселенная,
поэтому из четырех фаз цикла у нас остается только три: утро, день и вечер
Брамы, то есть творение Вселенной, ее осуществление и растворение. В
соответствии с этими фазами можно построить и диалектический архетип, то есть
разделить время жизни любого объекта на три фазы: его творение (созидание),
затем осуществление (исполнение миссии) и наконец рас-творение (развоплощение),
то есть прекращение его существования как такового.
Говоря на психологическом языке, есть три фундаментальных архетипа,
согласованно ведущих любой объект в течение всей его жизни и влияющих как на
его внутреннее развитие, так и на взаимодействие с окружающей средой; ниже мы
рассмотрим характерные приметы действия этих архетипов: Творения, Осуществления
и Растворения.
Глава 5
Творение
"Отличная мысль, дружище! - воскликнул Портос. - Откуда только они у вас
берутся?"
А. Дюма
Характерным для фазы творения является то, что новый объект появляется как бы
ниоткуда; иногда кажется, что его порождает само окружающее пространство, но
это не так. Более внимательное рассмотрение показывает, что зарождающийся
объект несет в себе нечто качественно новое, не вытекающее из свойств той
реальности, в которой он появляется, и, более того, по ходу его созидания в нем
самом и вокруг появляются информационно-энергетические кванты, чье
происхождение невозможно приписать окружающей реальности; в сказках в таких
случаях употребляется выражение "неведомо откуда". Это, вероятно, основное
переживание свежесотворенной Абсолютом Вселенной: она чувствует, что откуда-то
взялась, но откуда именно, понять не может: источник ее творения ей недоступен.
Однако, хотя процесс творения нового объекта и сопровождается притоком энергии
и информации извне, для самой реальности, в которой идет творение, это процесс
болезненный и требующий определенных затрат. Она вынуждена освободить ему место,
снабдить всеми необходимыми материалами, организовать уборку строительного
мусора и т. д. При этом экономические последствия появления нового объекта
могут быть достаточно тяжелыми для реальности; типичный пример - токсикоз
беременных женщин.
По окончании фазы творения объект полностью готов к исполнению своей миссии в
той реальности, где он появился; поэтому уже в ходе творения не только
закладывается, но и в какой-то мере проигрывается, репетируется как его
"взрослое" поведение, то есть исполнение основных обязанностей, так и
"старческое" бытие, то есть умирание, распад и уход из реальности. Условия,
необходимые для такого рода обучения, также организует внешняя реальность,
которая на фазе творения обращена к объекту гораздо более мягким лицом, чем на
фазе осуществления: игровая площадка с песочницей существенно отличается от
знойной пустыни, а игрушечный пистолет - от настоящего автомата.
Итак, для фазы творения характерны как бы облегченные условия существования -
но и совершенно другой характер проблем. Творящийся объект еще всерьез не
работает - но он строится, а это вовсе не более легкий вид деятельности.
После этого краткого введения мы переходим к описанию специфики жизни и
мироощущения человека, в судьбе которого максимальную роль играет архетип
Творения, а другие два (архетип Осуществления и Растворения) проявляются
существенно слабее.
Итак, перед нами человек творения; каковы же его характе
|
|