|
ыжки - побывать везде, но нигде не задержаться больше, чем на
одну минуту, отведать все медитации, но не углубиться ни в одну. При попытке
человека сосредоточиться им внезапно овладевает особая острая активная скука,
некоторый зуд, который буквально требует переключения внимания, как будто
кто-то говорит: "Ну, поучились и хватит, теперь пора сменить занятие, поучить
что-нибудь еще, или проверить свои знания на опыте или на других". И человек
начинает с жаром обучать других тому, что сам еще очень плохо себе
представляет и чем вовсе не владеет. У торопыжки есть на эту тему
теоретическое положение, согласно которому понять что-либо можно лишь
объяснив это другим, понимающим его еще хуже.
Идеал торопыжки - причастность ко всему, но не включенность ни во что;
если его не контролировать, в результате обучения у человека оказывается
мертвая (иногда довольно подробная) карта области со множеством значков,
которые не являются ключами к каналам в обучающий эгрегор; другими словами,
человек много знает о данном предмете, но совершенно им не владеет.
Торопыжка не дает человеку погрузиться в обучение, и не только потому,
что постоянно сбивает ему положение точки сборки. Важнейшим условием обучения
является восприятие этики обучающего эгрегора и служение ему в той мере, в
которой он этого от человека требует, причем то и другое для человека ново,
плохо понятно и требует большой концентрации и устойчивости положения точки
сборки в непривычном положении, что трудно и само по себе, а тем более при
вмешательстве торопыжки. В то же время искреннее и адекватное (т.е.
соответствующее его воле) служение обучающему эгрегору - основное условие
успеха обучения: в этот монастырь со своим уставом не войдешь, просто
пролетишь мимо. Этим обучение в эгрегоре отличается от работы в нем уже
обученного человека: во втором случае точка сборки человека стоит совершенно
в другом месте, и этика эгрегора для него уже не столь обязательна (см.
гл.6).
Чем выше уровень обучения, тем скромнее должен быть торопыжка,
поскольку, соответственно, повышаются требования к внутреннему спокойствию
человека. Быстрый внутренний ритм закрывает видение ведущего высокого
эгрегора, и он прекращает свою инвольтацию на обучение - человеку делается
скучно, и он часто плохо понимает, почему, наивно полагая, что дело во
внешних обстоятельствах. С другой стороны, при внутреннем низком ритме и
высоком уровне обучения скучает торопыжка, и человеку может порой показаться,
что вообще ничего не происходит - и с социальной точки зрения зачастую так и
есть.
Желтый.
Его действия многообразны, но главная цель все та же - не дать человеку
установить точку сборки в нужном месте и обозначить это положение адекватным
знаком.
Распространеннейший прием желтого - спекуляция на расхождении языков
ведущего и обучающего эгрегоров и злоупотребление многозначностью символов.
Желтый смещает точку сборки совсем немного, и человеку кажется, что он вроде
бы все понимает... и лишь постепенно выясняется, что понял он не совсем так,
а вернее, совсем не так, а уж если говорить честно, то совсем ничего не
понял. Желтый часто выступает в защитной роли: встать на другую точку зрения,
да еще плохо понятную (т.е. сместить точку сборки в неисследованную область)
трудно и рискованно, лучше уж оставаться на своих позициях и воспринимать
происходящее с них, адаптируя поступающую энергию и информацию, насколько это
возможно, и игнорируя трещины и рассогласования там, где они возникают. В
результате этого подхода получается такой результат обучения, что
преподавателю иногда хочется сказать ученику: "И лучше бы ты совсем не
учился". Сильный желтый дает человеку возможность учиться, оставаясь
полностью на своих исходных позициях, т.е. вовсе не сдвигая точку сборки.
Результат в таких случаях бывает чудовищным с любой точки зрения, но в эпохи
царствования Желтого Короля именно такие ученики выбиваются в первые.
Желтый может сильно исказить обучающий поток и фигуру учителя, которого
человек станет подозревать в обмане с различными целями, аналогично тому как
сильный дракон часто создает у человека впечатление, что учитель
самоутверждается за его счет - а в выраженных случаях действительно посылает
такого учителя. В свою очередь, в глазах учителя ученик с сильным желтым -
потенциальный обманщик, от которого можно ожидать любой лжи и которому нужно
по десять раз все втолковывать, но все равно он поймет все совершенно
превратно.
Есть у желтого и теоретическое обоснование. "Всякое понимание есть
непонимание", - сказал известный филолог Вильгельм фон Гумбольдт. "Другого
разве ты поймешь - мысль изречения есть ложь", - утверждал не менее известный
поэт XIX века Федор Тютчев. Однако то, что извинительно в устах поэта, не
подобает ученому, тем более материалистической эпохи. Любое несоответствие
положений точек сборки ведет к некоторому взаимонепониманию людей, но это
иногда вовсе не мешает идущему через них контакту эгрегоров, качество
которого и является критерием правильности человеческого взаимопонимания.
На высоком уровне обучения точку сборки нужно фиксировать с высокой
точностью, и здесь наводки желтого должны быть минимальными. Если он все же
незаметно обманывает человека, возможно возникновение карты с фальшивыми
знаками: человек думает, что они открывают каналы в один эгрегор, а реально
он оказывается совсем другим. Вообще честность в обучении - палка о двух
концах, и трудности здесь принципиальные - высокие материи нельзя объяснить
человеку, пока он сущностно не переменитс
|
|