|
.....310
Литература......................................................................
.........................................317
5
ОТ АВТОРА
Астрология – феномен в истории человечества более чем парадоксальный. Ни один
вид знания, ни одна наука не содержит в себе столь фундаментальных противоречий
как
древнейшая звездная информация. С одной стороны – использование сверхточных
астро-
номических и математических данных, с другой – толкование этих данных частично
ис-
ходя из традиционных символических моделей, частично опираясь на интуицию и
собст-
венный жизненный опыт. Одни называют астрологию наукой, другие – оккультной
нау-
кой, третьи – искусством, что вносит в понимание ее природы и назначения еще
боль-
шую неопределенность. Но уж «архаичным пережитком прошлого» ее никак не назо-
вешь. Авторитет астрологии сегодня подтверждается миллионной аудиторией
потреби-
телей, предоставляемых ею услуг в странах Востока и Запада, проведением
всевозмож-
ных национальных и межрегиональных конференций и съездов, изданием солидных ли-
тературных трудов, наличием многочисленных профессиональных ассоциаций. И это
без
учета так называемых ежедневных, еженедельных и ежемесячных «гороскопов» в
сред-
ствах массовой информации, являющихся, по сути, профанацией этого уникального
зна-
ния.
Различные религии относятся к астрологии по-разному: одни рассматривают ее как
неотъемлемую составляющую древней традиции и национальной духовной культуры;
другие – как вредное суеверие, третьи – как вид знания, в принципе к религии
отношения
не имеющий. Но единства в этом вопросе не наблюдается даже у представителей
какой-
либо одной веры или конфессии. В то же время астролог-атеист в настоящее время
ред-
кость.
Есть ли у астрологов что-либо общее в понимании генезиса, бытия и структуры ми-
роздания? Большинство современных астрологов, не являясь убежденными индуистами
или буддистами, в своей теоретической и практической деятельности
придерживаются
так называемого «кармического мировоззрения». Причина этого лежит скорее всего
не в
области знания или веры, а диктуется возможностью использования «кармичности»
для
объяснения практически любого факта индивидуальной судьбы, без риска быть
аргумен-
тированно опровергнутым. Тем более, что карма, как правило, здесь
рассматривается не в
ее традиционном индуистском понимании, а в «уцененном» теософском варианте. По-
добный подход по причине непроверяемости взаимосвязей причин и следствий привел
к
неумеренному фантазированию некоторой части астрологов на тему индивидуальной
судьбы, что в свою очередь существенно ослабило возможность концептуализации
аст-
рологического знания в целом. Если сегодня 10 астрологов, или тех, кто таковыми
себя
считает, проанализируют одну и ту же натальную карту (гороскоп), результаты
могут
быть не только во многом не совпадающими, но подчас и взаимоисключающими. В
связи
с отсутствием единой парадигмы и методологии, а также субъективизмом подхода к
ана-
лизу натальной карты, современная астрология потеряла способность к точному
разгра-
ничению объективной и субъективной информации, что привело к ее самоопределению
как полунауки-полуискусства.
Альберт Эйнштейн, формулируя основное отличие науки и искусства, утверждал:
«Там, где окружающий нас мир перестает быть ареной личных надежд и желаний, где
мы
как свободные существа, сомневаясь и размышляя, созерцаем его в изумлении, там
мы
вступаем в царство искусства и науки. Если мы описываем увиденное и известное
по
опыту на языке логики – это наука, если же представляем в формах, внутренние
взаимо- 6
связи которых недоступны нашему сознанию, но которые интуитивно воспринимаются
как осмысленные – это искусство» [46]. Следовательно, если руко
|
|