|
лей не
только
среди мистиков, теологов, но и среди «линейных» историков. В 90-х гг. XX в.
киевский 26
ученый, доктор исторических наук Николай Александрович Чмыхов изложил собствен-
ную теорию, содержащую обоснование их периодичности и масштабности. Он утвер-
ждал, что совпадения кризисов природных, экономических, нравственных и
политиче-
ских происходят на рубежах определенных по продолжительности циклов: сильные –
на
исходе 532-летних циклов, очень сильные - 1596-летних, грандиозные -
7580-летних и
самые значительные на исходе – 9576-летних. По мнению Н. А. Чмыхова ближайший
ру-
беж наступит 20 марта 2015 года. Кстати, следует отметить, что к указанному
сроку за-
канчиваются циклические календари многих древних цивилизаций – шумерской,
египет-
ской, майянской и др.
Многие древние религии утверждают, что мир деградируя движется к концу времен,
причем процесс деградации цикличен. С точки зрения известного эсхатолога Мирчи
Элиаде «...одна общая черта сближает все циклические системы, распространенные
в эл-
линистически-восточном мире: согласно каждой из них, современный исторический
мо-
мент (каково бы ни было его хронологическое положение) представляет собой
деграда-
цию по сравнению с предыдущими историческими моментами. Не только современный
эон хуже других «веков» (золотого, серебряного и т. д.), но даже и в рамках
современно-
го века (т. е. современного цикла) «мгновение», в котором живет человек,
ухудшается с
течением времени» [72.123].
Греки, индусы, арии...
В греческой мифологии известны два мифа, передающие одну и ту же идею: разде-
ление истории на мировые эпохи, среди которых наиболее совершенной была первая;
и
учение о циклах. Согласно Гесиоду, человечество деградировало в течение пяти
эпох. Но
в период первой – эпохи Кроноса – люди жили долго, не старели и были подобны
богам.
Эмпедокл связывает мифологические темы – мировые эпохи и непрерывный цикл
возро-
ждения и разрушения. Стойки восприняли от Гераклита идею уничтожения мира
ог
нем, а
Платон в Тимее приводит уничтожение мира потопом, поглотившим, в частности,
циви-
лизацию Атлантиды.
Согласно тексту Аристотеля, к сожалению ныне утерянному, испепеление мира ог-
нем произошло при летнем солнцестоянии, а потоп – при зимнем.
Длительность завершенных космических циклов указана в известном ведическом
учении. Здесь описан цикл ма-хаюги, включающий четыре юги т. е. малых
космических
периодов: Критаюга, или «золотой век», Третаюга – «век серебряный», Двапараюга
–
«медный век» и Калиюга – «век железный». Каждая последующая юга короче предыду-
щей, подобно камню катящемуся с горы с нарастающей скоростью. Сокращению про-
должительности каждой новой юги соответствуют сокращение длительности человече-
ской жизни, а также упадок интеллектуальный, моральный, но главное, духовный, т.
е.
тотальная деградация. Согласно этой периодики современное человечество живет в
пе-
риод Кали-юги – самой страшной из юг, которая должна закончиться всемирной
катаст-
рофой. Затем начнется новый цикл. Вот, что пишет о югах древнейший индийский
ис-
точник Махабхарата: «Считают, что Критаюга длится четыре тысячи лет. Столько же
столетий занимает ее становление и столько – угасание. Третаюга продолжается
три ты-
сячи лет. Столько же сотен лет приходится на ее становление и столько же – на
угасание.
Продолжительность Двапараюги две тысячи лет. Ее становление и закат длятся по
двести
лет. Калиюга продолжается тысячу лет. На ее становление и закат приходится по
сто
лет... По окончании Калиюги вновь начнется Критаюга. Общая продолжительность
че-
тырех юг – двенадцать тысяч лет. Полная тысяча юг составляет день Брахмы» 166.
171
|
|