|
тановиться. В стремлении понять высокое, оче-
видно, должна быть разумная граница, которую преступать не следует. Иначе мы
потеря-
ем в жизни какие-то очень важные ориентиры, обесценим, может быть самые важные
ценности, утратим то, чем стоит дорожить больше всего на свете. Но до этой
границы
права и возможности интеллекта неоспоримы. Итак, когда мы произносим слова «лю-
бовь», «гармония», «счастье», то всем понятно хотя бы в общем, о чем речь, но
при по-
пытке конкретизации каждый даст свою формулировку. Следовательно, и мы имеем
пра-
во на собственное определение. Предположим, что любовь, гармония, счастье – это
со-
стояние психики человека, характеризующееся максимально возможной позитивностью
и максимально возможной целостностью. Вроде бы достаточно убедительно, но ...
чего-
то не хватает. 23
Попытаемся подойти к решению с другой стороны, ограничившись только словом
«любовь». Итак, «Любовь – это самое позитивное из возможных отношений человека
к определенному объекту, характеризующееся убежденностью в наивысшей ценно-
сти и наивысшей значимости этого объекта».
Когда объект любви становится самым ценным и самым значимым из всего, что ок-
ружает любящего человека и он в этом искренне убежден, то может быть уверен,
что лю-
бит. Речь идет не о логическом обосновании, но именно о внутренней тотальной
убеж-
денности. В этом случае к данному определению можно смело добавить: Любовь -
это
единственное, чему мы можем позволить господствовать над собой. Ведь господство
любви не унижает, а возвышает человека. Однако все эти выводы правомерны только
то-
гда, когда объектом любви является человек. В жизни мы часто обесцениваем слово
«любовь», применяя там, где можно обойтись термином менее значительным. Нам ка-
жется не таким уж важным, как именно выразить свои чувства. Но мы не
представляем
на что посягаем называя любовью отношение к тому, что любви не достойно.
Библия учит: «Бог есть любовь» [1-е Иоанна. 4:8]. В высшем смысле Любовь – это
проявление Бога в человеке; это сила, которая хаос превратила в Космос и
сделала нас
людьми. Осознание любви как высшей ценности заложено в человеке от рождения.
Быть
«рабом любви» это, видимо, и есть быть рабом Божьим. Это значит всю свою жизнь,
свои
мысли, поступки, отношения, вкусы подчинить служению любви. Но, как утверждает
Библия, не любви вообще, а любви к Богу и ближнему. Мы осознаем Бога как Творца
всего сущего и обозначая наивысшее к нему доверие называем Его – Бог Отец. Если
Бог
есть любовь значит Он сила, дающая возможность проявляться материи закономерно
и
поддерживающая Вселенную в состоянии гармонического единства. В этой ипостаси
мы
называем Бога – Святой Дух. И, наконец, вочеловечившийся Бог как Спаситель душ
че-
ловеческих – это Сын Божий. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и
Святый
Дух; и Сии три суть едино» [1-е Иоанна. 5:7].
Следовательно, Христианская Троица (три ипостаси) – это три возможности по-
нимания Себя, которые Бог дал людям. Будем считать это первым и самым важным
выводом, который в дальнейшем позволит нам разобраться в хитросплетении дорог,
из
которых вероятно только одна ведет к Истине.
Ну а теперь от проблем теологических и космических перейдем к проблемам гума-
нитарным, от истории Вселенной к истории человеческой цивилизации. Здесь
сакраль-
ный подход приводит к новым удивительным открытиям. Как только мы пытаемся рас-
сматривать историю человечества с позиций не эволюции, а деградации Вселенной,
наши
привычные представления о мире и человеке рассыпаются в прах и прошлое обретает
но-
вые парадоксальные формы.
Глава 2. СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ
Изучение истории – это, по сути, попытка осознать ход времени. Однако не
следует
забывать, что для человека реальны два времени: линейное и священное. В
линейном
времени живет наше тело, в с
|
|