|
века на экранах СССР демонстрировался фильм Молдавской
киностудии под названием «Любить». Фильм этот был полудокументальным и состоял
из
трех новелл. В промежутках между ними корреспонденты опрашивали прохожих на
ули-
цах Кишинева, задавая один и тот же вопрос: «Что вы думаете о любви?» Желающих
вы-
сказаться было достаточно, но только один ответ прозвучал действительно
компетентно:
«Я не думаю, я люблю!» В другом фильме любовь была определена как острое
желание
счастья любимому человеку. Вероятно, так оно и есть, но можно ли данное
определение
считать исчерпывающим?
А что такое гармония? Можно, конечно, используя компьютер, вывести некий алго-
ритм творчества Баха и с помощью умной машины создать еще 50 прелюдий и фуг в
ма-
нере великого композитора. Но если бы можно было найти истинный алгоритм гармо-
нии, то компьютер создавал бы не посредственные подобия, а воистину великие
произве-
дения, чего, увы, нет. Причина очевидна – творение не может быть совершеннее
творца.
Тем более, что и сам творец не очень-то понимает суть и происхождение
прекрасного. И
если сегодня компьютер обыгрывает чемпиона мира в шахматы, то причина этого не
в
преимуществе искусственного интеллекта над естественным, а в том, что все
варианты
ходов в шахматах количественно определимы. Но ясно и то, что эмоции, ощущения,
чув-
ства, а значит и красоту измерить невозможно.
Для обозначения эмоций и чувств человек придумал слова, которые все мы знаем,
но дать им точное определение крайне сложно. И в то же время парадоксально, что
в ка-
ждом из нас понимание смысла этих слов заложено от рождения и не зависит от
воспита-
ния, вкусов, взглядов. Нам могут нравиться совершенно различные произведения
раз-
личных авторов – скульпторов, художников, композиторов. Но даже то, что не
входит в
круг наших предпочтений, мы все равно признаем красивым. Представьте следующую
ситуацию: на сцене за роялем музыкант. Он берет аккорд и, сидящие в зале
слушатели
несмотря на различие музыкальных способностей, уровня культуры и настроения в
своей
оценке будут едины – это красиво. Затем музыкант меняет одну ноту, всего одну,
и снова
мнение зала едино – это некрасиво. Но откуда люди знают, что красиво, а что
нет? Где
критерий оценки? Ощущение?! Значит внутри нас врожденно присутствует единое по-
нимание прекрасного. Современной науке известно, что растения на одну музыку
реаги-
руют позитивно, а на другую негативно. Но если человек – всего лишь
естественная вер-
шина в эволюционной иерархии живых существ, продукт естественного отбора,
высоко- 12
развитое млекопитающее, почему же понимание прекрасного хоть в какой-то степени
не
присуще животным?
Древние греки считали – человек видит мир антропо-центрично. Все человекопо-
добное он воспринимает как красивое, а все, что на него не похоже – как
некрасивое. В
античной Греции пропорции колонн в храмах и отношение их высоты к размерам
капи-
телей определялись пропорциями человеческого тела. Но тогда почему символом
красо-
ты и мудрости в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии является
змея,
по внешним признакам не имеющая с человеком практически ничего общего?
Когда весной 1945 года «Сикстинскую мадонну» извлекли из полузатопленных под-
валов Дрезденской галереи советские солдаты, руководствуясь какими-то
необъяснимы-
ми глубоко внутренними побуждениями, установили возле картины почетный караул.
Истинная красота, требуя чести и почета, выпрямляет душу и спину. И это
бесспорно! Но
что же такое красота?
Человек готов часами любоваться красотой цветущего яблоневого сада или кустом
благоухающей сирени. Но где критерий эстетической оценки дерева или цветка? И
мож-
но ли на основании только физиологии понять, почему женщины определенных мужчин
и мужчины определенных женщин называют к
|
|