|
"магической". Согласно этому подходу вербальные знаки соответствуют природе
обозначаемых объектов - хотя бы для "истинного (священного, исходного) языка" и
"истинных или магических имён". "Истинный" язык и имена в нём считались
созданными богами или первыми людьми, которые в силу своей мудрости смогли
постичь суть вещей и дать им имена в соответствии с их природой" [Гриненко,
2000, с. 97-98]. В тех культурах, где признаётся существование священных языков,
обычно можно найти утверждения, что в этих священных языках и в написанных на
них сакральных текстах связь имён с означаемым наиболее значительна.
Рассмотренные выше астрологические представления уже на протяжении тысячелетий
являются предметом теологических, философских и научных дебатов, и неверно было
бы сказать, что все эти представления современная наука полностью отвергла.
Представляется, что анализ роли астрологии в духовной культуре, изучение
взаимодействия астрологических идей с научными, религиозными и философскими
системами имеет богатые культурологические перспективы, открывая широкое поле
для будущих исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема "астрология в культуре" чрезвычайно обширна и имеет богатые перспективы. В
данной работе были рассмотрены лишь важнейшие аспекты взаимодействия астрологии
с такими сферами духовной культуры, как религия, философия и наука. Разумеется,
наше исследование не было исчерпывающим, поскольку его целью было, прежде всего,
показать принципиальную значимость рассмотрения астрологии в
культурологической плоскости и наметить некоторые пути будущих исследований в
данной области.
Проведённое исследование показало, что астрологию можно определить как
специфическое культурное явление, особую систему знаний, которая исходит из
представлений о наличии корреляции между астрономическими факторами и земными
явлениями (см. 1.3.). Исходя из такого понимания астрологии, мы предложили свою
концепцию возникновения и развития астрологии (Гл. 2), периодизацию астрологии
(Гл. 3), а также классификацию всех известных отраслей астрологических знаний
(1.4.).
Опираясь на подход к осмыслению места астрологии в истории мировой культуры,
разработанный в главах 1-3, в последующих главах мы обратились к более
детальному рассмотрению особенностей взаимодействия астрологии с такими сферами
духовной культуры, как религия (Гл. 4 в целом), философия (4.1. и 5.2.3.) и
наука (Гл. 5 в целом).
В данной работе на конкретном историческом материале было показано, что
астрология является органической частью культуры, тесно связанной с философией,
религиозными представлениями и практиками, историей науки,
социально-политическими факторами. Являясь естественным порождением культуры,
астрология выполняет в ней целый ряд существенных функций. Среди них можно
особо выделить:
1. политическую и манипулятивно-политическую функцию (вопрос об использовании
астрологии в политических целях был рассмотрен в 1.1., а об особом политическом
статусе астрологов в Древнем мире - в 3.2.);
2. социально-организующую функцию (роль астрологии в организации социальной
жизни исследовалась в 1.1.);
3. сакрально-религиозные функции (они были рассмотрены в Гл. 4);
4. обрядовую и ритуальную функцию (они анализировались в Гл. 2, 3.2. и 4.2.);
5. космологическую функцию (астрология особым образом моделирует космос,
отражая структуру мироздания, что раскрыто в 2.1. и 4.1.);
6. гносеологическую функцию (мыслители различных эпох находили в астрологии
теорию познания, способствующую поиску истины; ведь неспроста астрология многие
века входила в число университетских дисциплин; это было показано в Гл. 2 и 3);
7. структурирующую и языковую функцию (вопрос об астрологическом языке в
искусстве и оккультных учениях обсуждался в 1.1., а об астрологии как источнике
классификационных схем для различных наук говорилось в 5.2.2.);
8. функцию межкультурного взаимодействия (в т.ч. в межрелигиозном,
межнациональном и общечеловеческом масштабе; это было продемонстрировано в 3.6.
);
9. психотерапевтические функции (в т.ч. компенсаторную, рекреативную и пр.; о
психотерапевтическом значении астрологии в эпохи нестабильности говорилось в 1.
1.; об использовании астрологии в современной психологии - в 3.5.).
Таким образом, очевидно, что однозначная оценка астрологии как негативного
явления в мировой культуре (получившая столь широкое распространение в науке
19-20 вв.) была бы неправомерным упрощением многогранного феномена. Наше
исследование показало, что возникновение и многотысячелетнее существование
астрологии было неслучайным, явившись закономерным проявлением развития
представлений о мире.
В главе 1.1. мы сформулировали ряд проблемных вопросов, которые встают перед
исследователем роли астрологии в культуре. Наше исследование позволило дать
ответ на ряд из этих вопросов. Так, мы может утверждать, что:
Астрология не была продуктом какой-либо одной культуры; существовало как
минимум несколько независимых центров возникновения астрологических учений.
Астрология не ушла бесповоротно в прошлое (как, например, алхимия), поскольку
верования и представления, составляющие базис астрологических учений,
продолжают иметь широкое распространение и в современную эпоху.Точка зрения,
что астрология - это достояние дотехнологических цивилизаций, ныне существующее
лишь как пережиток, является, как минимум, однобокой, поскольку не отражает
многогранности данного феномена культуры.Астрономия и астрология изначально
являлись двумя неразрывно связанными сторонами единого процесса познания
космических закономерностей, и это неразрывная связь двух дисциплин
существовала вплоть до эпохи Позднего Средневековья.Однако некоторые вопросы по
итогам нашего исследования остаются открытыми, например:
К каким формам духовной культуры наиболее близка астрология? Можно ли её
определить как науку, искусство, религию, мантическую систему?Антропоцентрична
ли астрология? Правомерно ли говорить об астрологических "воздействиях" на
|
|