|
зитивную роль для современной науки. Поэтому строгое научное исследование с
позиций культурологии таких феноменов и учений, как астрология, астральные
культы и т.п., а также анализ их взаимодействия с наукой, религией и философией
представляются весьма актуальными.
Степень научной разработанности проблемы. В теории и истории культуры такой
уникальный феномен духовной культуры, как астрология, изучен весьма слабо.
Однако на Западе существуют отдельные исследования истории этого феномена.
Непосредственно истории астрологии в различных регионах мира посвящены труды Р.
Бертело, К. Бецольда, Ф. Болля, О. Буше-Леклерка, М. Бэйджента, В. Гунделя, В.
Кнаппиха, Ф. Г. Крамера, Н. Кэмпиона, П. Кэрри, Ф. Кюмона, Дж. Р. Льюиса, Л.
Несса, Дж. Д. Норта, Ф. И. Х. Нэйлор, Д. Паркера и Дж. Паркер, В.-Э. Пейкерта,
Д. Пингри, Ф. Рохберг-Халтон, С. Дж. Тестера, Я. Г. Тундера, Дж. Э. Уэста, Э.
Хоуи, П. Хубера.
Ряд вопросов, связанных с изучением исторических и культурологических аспектов
астрологии, затрагивался в работах российских учёных Ю. Я. Бондаренко, Г. А.
Гурева, П. С. Гуревича, Ф. Ф. Зелинского, И. Т. Касавина, Г. Е. Куртика, Г. П.
Матвиевской, М. Орлова, Б. А. Розенфельда, Р. А. Симонова, В. В. Титова, М. И.
Шахновича.
Вопросы религиозного и философского обоснования астрологии были затронуты уже в
работах античных философов (Платона, Аристотеля, Посидония, Секста Эмпирика);
они привлекали внимание учёных Средневековья и эпохи Возрождения (аль-Кинди,
Абу Ма`шара, Ибн Рушда, Альберта Великого, Р. Бэкона, Фомы Аквинского, Дунса
Скота, П. д'Абано, М. Фичино, Пико делла Мирандолы, П. Помпонацци, Агриппы
Неттесгеймского, Дж. Кардано, Дж. Ди), а также философов Нового времени (Ф.
Бэкона, А. де Буленвилье). В последней четверти 19 в. и в первой половине 20 в.
ряд проблем, связанных с философией астрологии и её религиозными аспектами,
были подняты в работах А. А. Бейли, Е. П. Блаватской, А. Ф. Лосева, Д. Радьяра,
П. А. Флоренского, М. Хейнделя, М. П. Холла, Л. Шестова, Р. Штейнера. Среди
философов второй половины 20 в., занимающихся научным осмыслением астрологии,
следует назвать имена Л. Кассиди, Е. Д. Краснопевцевой, Р. Лемэя, Б. И.
Пружинина, Р. Хэнда, Е. А. Шкубуляни, Дж. Эдди.
Проблеме научного обоснования астрологии в 20 в. были посвящены работы С. А.
Вронского, М. Р. Гоклена и Ф. Гоклен, Дж. Дина, Э. Дэвидсона, Л. Колиско, Н.
Коллерстрома, К. Э. Крафта, В. Н. Мэнсфилда, Г. Перри, А. Л. Чижевского, П.
Шуаснара, Р. Эбертина.
Однако приходится констатировать, что до сих пор не существует работ, в которых
был бы проведён глобальный анализ истории астрологии - во всех регионах и на
всех исторических этапах. Нет также исследований, посвящённых роли астрологии в
мировой культуре, взаимосвязи астрологии со всеми основными формами культуры,
то есть отсутствуют работы, в которых был бы дан целостный культурологический
анализ астрологии. Не претендуя на всестороннее рассмотрение проблемы, мы
предприняли попытку выявить характерные особенности проявления астрологии в
духовной культуре, и прежде всего - её взаимосвязь с религией, философией и
наукой.
Методологические основания исследования. В данной работе автор исходил из
фундаментальных методологических идей современной науки. В своём
историко-культурном исследовании проблемы взаимодействия астрологии с наукой
автор руководствовался прежде всего разработками в области истории и теории
науки Т. С. Куна и П. П. Гайденко, что заставило его принципиально отказаться
от следования какой-либо одной научной парадигме и провести сравнительный
анализ оценок астрологии с позиций различных научных парадигм.
Важную роль в исследовании соотношения астрологии с религией и философией
сыграли работы, выполненные на стыке таких дисциплин, как религиоведение,
философия и психология, в том числе таких учёных, как Н.В. Абаев, Г. В.
Гриненко, Л. Я. Жмудь, А. И. Кобзев, И. А. Крывелёв, С. Радхакришнан, В.М.
Розин, В. П. Филатов, Б. А. Фролов, К. Г. Юнг.
Для проводимого в работе анализа астрологии как особого культурного феномена
весьма важными оказались исследования, посвящённые истории различных областей
духовной культуры, а также труды, посвящённые истории и теории культуры в целом.
Среди них следует выделить работы зарубежных культурологов и историков Э.
Авени, М. Бойс, Я. Буркхардта, Б. Л. Ван-дер-Вардена, Э. Гарена, П. Дзамбелли,
Ф. Р. Джонсона, Э. С. Кеннеди, Д. Э. Кинга, А. Китсон, Ш. Накаямы, О.
Нейгебауэра, Дж. Нидэма, Н. Николова, Р. Паркера, Э. Б. Тайлора, Р. Тарнаса, Л.
Торндайка, В. Харалампиева, К. Ясперса. В своей работе автор также опирался на
результаты научных исследований российских учёных в области культурологии и
истории: В. П. Визгина, Л. И. Владимирова, А. Я. Гуревича, В. В. Евсюкова, А.И.
Еремеевой, В. В. Ильина, В. Е. Ларичева, Э. А. Орловой, А. Н. Павленко, А. В.
Подосинова, В. Н. Топорова, Ф. А. Цицина.
Цель диссертационной работы. Цель диссертационного исследования состоит в
демифологизации астрологии, в том, чтобы установить ее реальную роль и значение
в духовной культуре человечества на различных исторических этапах, выявить
основные пути и способы взаимодействия астрологии с наукой, философией и
религией, а также показать необходимость интердисциплинарного, комплексного
подхода к анализу астрологии как культурного феномена.
Задачи исследования:
* проанализировать основные имеющиеся определения астрологии, выявить их
недостатки и сформулировать новое определение, представляющееся наиболее
адекватным;
* разработать и обосновать классификацию астрологических знаний, учитывающую
все известные в настоящее время разделы астрологии;
* выявить основные мировоззренческие принципы, на которых базируется
астрология;
* проследить генезис ас
|
|