|
него в творческом багаже было несколько нашумевших фильмов, спектаклей и даже
скандально известная рок–опера «Ленин на Пляс Пигаль». Его творческий авторитет
подкрепляла общественная работа и дружба с руководителями государства.
Поговаривали, что его дачу отделяет от дачи президента лишь общий невысокий
забор, через который они запросто общаются. А вечерами иногда по–соседски пьют
чай из самовара. Возможно, сплетники преувеличивали. Но Артур Эдуардович много
лет продолжал возглавлять общественный совет при Министерстве культуры, а все
его юбилеи и театральные премьеры непременно посещали руководители высшего
эшелона власти.
И вот наконец ему удалось пробить давно задуманную идею – мюзикл «Мастер и
Маргарита». Затраты на постановку были колоссальными, но режиссер обещал
воздать спонсорам многократной прибылью. Против такого искушения не устояли и
распределители государственного бюджета. Тоже вложились.
Василиса допила кофе и поставила чашку.
– А ты не боишься? – спросила она.
– Чего? – не поняла Ада.
Василиса покрутила пальцем в воздухе.
– Ну, всякой чертовщины, мистики и всего прочего. Ты же слышала, что «Мастер и
Маргарита» приносит несчастье?
Ада взяла со стола массивную золотую зажигалку и прикурила от нее тонкую
сигаретку «Вог Слим». Потом слабо улыбнулась.
– Насчет мистики и чертовщины мне поздно бояться. Знаешь, как назывался раньше
этот парк?
Василиса напрягла память.
– Не знаю. Просто парк. Нет, вспомнила. Кажется, когда-то здесь был санаторий.
Санаторий имени Воровского.
– Это при советской власти, – подтвердила Ада. – А до революции? Не знаешь?
Назывался он «Маргаритина роща». Тут рос прекрасный сосновый лес, несколько
сосен от него и сейчас еще сохранились. А лип и сейчас много. Они по краю в ряд
растут с таким странным наклоном, и самые толстые ветки у них почему-то на одну
сторону, тоже в ряд. В народе эту рощу прозвали Аллеей виселиц. И вот однажды,
это было больше ста лет назад, в Аллее виселиц нашли девушку. Повешенную. Ее
звали Маргаритой.
Говорили, что кто-то слышал ночью, как женский голос звал на помощь. У
следствия было три версии: то ли ее повесили грабители, то ли любовник, то ли
она сама покончила жизнь самоубийством. Выбрали последнее. Разумеется, как
самоубийцу, на кладбище ее хоронить запретили. Но тут один доктор неожиданно
купил всю рощу и решил построить в ней лечебницу для нервно больных, наркоманов
и алкоголиков. По его приказу в конце аллеи возвели здание лечебницы. Мы в этом
здании сейчас и сидим. А рядом он похоронил злополучную Маргариту.
– Слушай, так, наверно, это он ее и убил? – предположила Василиса.
Ада покачала головой.
– Неизвестно. Но ясно, что он был ее любовником. Вскоре лечебница была
построена. И тут в округе начали твориться странные вещи. По ночам пациенты
видели призрак женщины с веревкой на шее. Они прозвали ее Маргаритой. Им,
конечно, никто не поверил – что возьмешь с алкоголиков и наркоманов? Но тут
лечебница сгорела, при пожаре погибло несколько человек. Доктор продал больницу
и уехал. Новые владельцы отремонтировали здание и снова открыли в нем больницу.
При коммунистах здесь был санаторий для нервнобольных, в войну – госпиталь для
раненых, после войны – Дом пионеров, а при капиталистах открыли банк. Но время
от времени люди продолжают видеть в парке призрак Маргариты и слышат призывы о
помощи. И каждый раз ее появление предвещает беду. Как правило – чью-нибудь
смерть, загадочную и страшную.
Василиса замотала головой.
– Хватит, Адка! Налей-ка мне кофе.
– А может, чего-нибудь покрепче? – предложила хозяйка.
Василиса на секунду задумалась.
– Не стоит. Лучше просто кофе.
Василиса направилась к кофеварке с задумчивым видом.
– А как ты считаешь, Михаил Булгаков мог слышать про здешнюю Маргариту? Вдруг
он тоже знал эту легенду и использовал ее имя в своем романе?
Ада задумалась.
– Вряд ли. Он же здесь никогда не бывал. Что ему тут делать?
И откинулась на спинку кресла.
1938 год
В здании Московского Художественного Академического театра царила необычная
суета. Это могло означать одно – на спектакле присутствуют высокие гости. По
коридорам, в фойе и даже в служебных помещениях слонялись хмурые типы в зеленых
шляпах и неброских габардиновых плащах и всем мешали.
Сегодня в театре давали «Пиквикский клуб». Из зрительного зала доносились
раскаты гомерического хохота. Двери актерских уборных открывались и закрывались
как заведенные. Актеры спешили на сцену или обратно – поправить грим и немного
отдышаться перед следующим выходом. Когда в коридор торопливо вышел человек в
белом парике, с большим наклеенным носом, в судейской мантии, видом
|
|