|
скоп (в отличие от Нептуна и Плутона). Если однажды
появится "нечто новое под Солнцем" в человеческой душе,
тогда, быть может, и понадобится включать в гороскопы
и Уран, Нептун, Плутон. А пока эти планеты лишь изли-
шества, предметы роскоши.
140
7. планеты и их сущности ^д
ГЛАВА 7
ПЛАНЕТЫ И ИХ СУЩНОСТИ
Для хорошего знания и понимания астрологии важно
понятие "сущности", ныне почти позабытое. Оно вышло
из моды. Астрологи, предав собственное Знание, которое
только и уберегло бы их от пагубного суеверия, простер-
лись ниц перед идолом современной мысли. (Если то, что
творится в головах наших современников, вообще можно
назвать "мыслью".) Они отвергли краеугольный камень,
на котором было построено здание астрологии и всей тра-
диционной системы.
Здесь не место философским тонкостям, поэтому
обрисуем картину лишь в самых общих чертах. Итак: в
сердцевине каждого объекта — его сущность; всё вокруг
нее — акцидентальная форма. Классический образ сущ-
ности: Идея в уме Божественного архитектора, акциден-
тальная форма которой предстает нам в виде объекта в
мире.
Сущность вещи — то, чем она считается как
таковая.
(Аристотель, Метафизика Z. 4)
Например, это то неуловимое качество, которое оста-
нется, если я буду думать о лучшем друге, отбрасывая
все прилагательные, которыми могу его определить. Соб-
141
ф ^ ц ж о н фроули
ственной сущностью наделены все вещи, даже самые
недолговечные и неосязаемые, вроде сновидения или ми-
молетной мысли. Однако если мы не святые и не облада-
ем высшим пониманием, то нашему восприятию доступ-
на лишь акцидентальная форма.
Сущность ускользает от восприятия (по крайней мере,
от восприятия внешними чувствами). Это хорошо видно
на примере традиционной науки физиогномики. Сейчас,
когда физиогномика существует преимущественно в ис-
порченном состоянии, мы воображаем, как художник вни-
мательно смотрит на свою модель, подмечает каждую
линию и выпуклость и тщательно их срисовывает. Иначе
в традиции: художник внимательно смотрел на модель, а
потом отворачивался. И затем он судил о природе чело-
века по тому образу, который возникал перед его мыслен-
ным оком. Впрочем, и это была не сама сущность, а лишь
образ сущности. В любом случае перед нами предстает
не сама сущность, а лишь ее форма на том или ином уров-
не материализации. Но именно этот образ (а не физичес-
кая красота) позволяет судить о характере, выдает под-
линную природу человека.
На практике сущность превращается в понятие отно-
сительное. Это — видение в уме архитектора, которое
впоследствии обретет несовершенное (вследствие приро-
ды материала) проявление. Это также видения в уме суб-
подрядчика и каменщика, которые опять-таки обре-
тут лишь несовершенное проявление в своем переходе к
материальной форме. Кстати, заметьте: мы не говорим
"от видения к реальности", ибо реальна сущность, а не
материальная форма. (Впрочем, материальная форма не-
разрывно связана с сущностью.)
К началу XVII века человечество достаточно "эво-
люционировало" и "духовно развилось", чтобы забыть про
142
7. планеты и их сущности ^д
сущность. В "прекрасном новом мире" бэконовской науки
сущности не придается значения: главным образом пото-
му, что она не позволяет себя взвешивать и измерять, а
нынче заботятся лишь о количестве. Именно на этом фун-
даменте построено современное мировоззрение. Именно
у этого алтаря склоняется новая астрология, невзирая на
то, что без понятия о сущности астрология — вздор.
Не веря в сущности, мы остаемся лишь с матери-
альным. А потому не можем убедительно объяснить,
как работает астрология. Нам ничего не остается, как
следовать за учеными и подыскивать некий осязаемый
аналог связи между нами и планетами. Сами-то уче-
|
|