|
что ни один астролог не может быть абсолютно непогре-
шим 24 часа в сутки). Тогда, как и теперь, находились люди,
которые видели только неудачи там, где другие видят сплош-
ные успехи. Очень легко критиковать гору за трещины на
склонах и хвалить песчинку за твердость. Однако интерес-
11 Modern Astrology, first issue, 1895; цит. n o : Patrick Curry, A Confusion
of Prophets, p. 123; Collins & Brown, London, 1992.
49
ЦЖОН ФРОУЛИ
но: раньше даже самые резкие нападки на астрологию каса-
лись не столько того, работает ли она в принципе, сколько
того, где находятся границы ее применения. Даже самые глу-
бокие скептики обычно признавали влияние звезд на погоду,
а также возникновение и падение царств. Лишь в последние
400 лет получила широкое распространение литература, про-
возглашающая полное неверие в астрологию.
Миф о славном прошлом возник не вчера. Еще в XVII
веке астрологи вроде Джона Партриджа тосковали по Зо-
лотому веку, заявляя, что современная им астрология на-
столько искажена, что просто необходимо возвращаться
к древним — в поисках истинной астрологии в ее чистом
виде. Партридж даже написал труд под названием Opus
Reformatum. Это была попытка "возродить истинный и
древний метод, изложенный великим Птолемеем" Впро-
чем, сходства Opus Reformatum с Птолемеем было не
больше, чем у картин прерафаэлитов с художниками Ран-
него Возрождения. Подобно Россетти, Партридж хотел
вернуться к корням не потому, что ясно видел эти корни, а
потому, что отчетливо осознавал, насколько болен мир, ко-
торый его окружает.
По тогдашнему обычаю, Партридж издавал ежегод-
ный альманах. (Аналог современных газетных прогнозов
по знакам Зодиака, обеспечивавший хороший заработок и
известность.) Такого рода альманахов выпускалось вели-
кое множество, поэтому появление очередного из них на
1708 год под именем некоего Исаака Бикерстафа прошло
бы незамеченным, кабы не одно важное обстоятельство.
Обычно альманахи публиковали предсказания вроде "ум-
рет некий известный герцог" или "умрет некий заморский
князь". Но это издание предрекало кончину не кого иного,
12 London, 1693, title page. Reprinted Ascella, Nottingham, n.d.
Esquire Bickerstaff's Most Strange and Wonderful Predictions, London, 1708.
50
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ АСТРОЛОГИИ
как астролога Партриджа — "29 марта следующего года,
около 11 часов вечера, от жестокой лихорадки
Сочинение Бикерстафа привлекло большое внимание.
Его даже перевели на несколько языков. 30 марта была
опубликована элегия на смерть Партриджа, за которой
вскоре последовало анонимное письмо, в деталях распи-
сывавшее последние часы бедного астролога и даже его
предсмертную исповедь в астрологических грехах. "Я не-
счастный и невежественный человек, — якобы призна-
вался Партридж, — но у меня хватает разума, чтобы по-
нимать лживость всех притязаний астрологии на умение
предсказывать" . Как обычно, в том же году вышел аль-
манах и самого Партриджа, который уверял, что он жив и
здоров. Бикерстаф опубликовал защиту своего предска-
зания: дескать, многие альманахи продолжают выходить
и после смерти их предполагаемых авторов. Партридж
пытался доказать, что он и вправду жив, но в этом ему
очень помешала ссора с "Компанией книгоиздателей", зап-
ретившей ему публиковаться в течение трех лет. Поэто-
му, если не на улице, то в образованных кругах он быстро
превратился в посмешище.
Этот случай был очень симптоматичен. Он отражал
дух времени, настроения, которые и побудили Партриджа
девятью годами ранее издать Opus Reformatum. Между
тем под псевдонимом "Исаак Бикерстаф" скрывался не
кто иной, как Джонатан Свифт, самозваный защитник но-
вого Просвещения, в чьем "прекрасном новом мире" аст-
рологии не было места. Как всегда, критики не утружда-
ли себя добросовестной аргументацией. Основная претен-
зия Свифта к Партриджу заключалась в том, что тот не-
когда работал сапожником. По-видимому, с точки зрения
Свифта, уже один этот факт глубоко порочил астрологию.
14 The Accomplishment of the First of'Mr. Bickerstaff's Predictions, London,
1708.
51
ДЖОН ФРОУЛИ
|
|