|
Юпитера и Сатурна, высвечивая для Мильтона обе сто-
роны этой полемики.
Тема обоих стихотворений — подготовка. Поэт пишет
не о посвящении себя одной из планет, но о том, как он
собирается себя посвятить. Стихи заканчиваются «с То-
бой я жить намерен» и «решу с Тобой я жить». Так к чему
же он готовится? При рождении Меркурий находился в
своей первой стоянке. Далее, став ретроградным в про-
грессии, он вернулся в знак своего изгнания, Стрелец. В
то время как Мильтон пишет этих стихи, его Меркурий
меняет направление своего движения на прямое и соби-
рается оставить другую серьезную слабость, войдя в знак
Козерога. Так что это посвящение есть посвящение свое-
* Джон Мильтон, «// Penseroso». - Прим. пер.
... those demons that are found
In Fire. air. flood, or under ground.
Whose power hath a true consent
With planet, or with element.
124 ОРГАННЫХ ВОЖДЬ СОЗВУЧИЙ ^jg
го поэтического голоса. И ещё эти стихотворения могут
быть поняты как выражение нынешнего состояния Мер-
курия в знаке Юпитера и того, к которому он вот-вот воз-
вратится в знаке Сатурна. Традиционный порядок печати,
где «Л'Allegro» предшествует «II Penseroso», придавая
тем самым вводной строке «// Penseroso», «Прочь, Ра-
дости, химеры», значительно больше веса, чем «Прочь,
ненавистная Меланхолия» юпитерианского стихотворе-
ния, не может быть простым совпадением. «/ /
Penseroso» является значительно более совершенным
стихотворением этой пары совсем не случайно. Хва-
лебный гимн Юпитеру Мильтона много уступает подоб-
ному гимну его учителя, Спенсера, воспевающего вели-
колепное пробуждение радости. Это прощание Меркурия
с юпитерианскими усладами.
Как и Спенсер, Мильтон видел себя человеком, по-
мещающим Англию на поэтическую - и, в случае Миль-
тона, на интеллектуальную карту. Он этого достиг, и пото-
му тесная корреляция между его натальной картой и кар-
той Англии не удивительна. Комбинация Венеры и Мер-
курия - ключ к творческой удаче; средняя точка соедине-
ния этих двух планет в карге рождения Мильтона попада-
ет точно на Меркурий Англии. Его творчество - воистину
голос Англии. Тесно связанный с этой парой планет Са-
турн попадает точно на Венеру Англии. Венера - управи-
тель 7-го дома Англии: ее открытые враги (попадающие
на неподвижную звезду Армус, дающую, согласно Роб-
сону, «малоприветливость, низость, неустойчивость, бес-
стыдство, придирчивость, трудный и вздорный характер»,
что говорит о том, каким многострадальным народом мы,
бритты, являемся на самом деле, терпя хищничество вся-
кого сброда). Так что Мильтон мобилизует свои таланты
Для выпроваживания врагов Англии.
125 джон ФРОУЛИ
Дополнительные подробности, относящиеся к этой
теме, можно найти в карте коронации короля Эдгара*, оли-
цетворяющего донорманнскую Англию. Понятие «норман-
нского ига» было очень живо во времена Мильтона и яв-
лялось подоплёкой значительной части революционного
пыла, направленного против короля Карла. До захвата
норманнами англичане вели жизнь блаженной свободы,
пока не объявился этот ужасный Норманн, который зас-
тавил их изучать математику и мыть за ушами. Юпитер
управляет 7-м домом в карте Эдгара, указывая, таким
образом, на открытых врагов этих свободнорождённых
англичан; Марс Мильтона выступает непосредственно
против него. Это была та самая свобода, защищая кото-
рую он лишился
|
|