|
наклонности в жизнь довольно призрачны.
Скопление же планет под землей, со всего лишь одной из
них располагающейся в углу, да и той - перегрином, гово-
рит более красноречиво, чем любые уступки модернизму,
на которые мы могли бы пойти привнесением ретроград-
When strait a barbarous noise environs mc
Of Owles and Cuckocs, Asses, Apes and Doggs.
As when those Hinds that were transfonn'd
to Froggs
Raild at Latona's twin-born progenie
Which after held die Sun and Moon in fee.
But this is got by casting Pearl to Hoggs;
That bawlc for freedom in their senccless
mood,
And still revolt when truth would set them free.
Llccnrr i|.ry mean when thev cry libcrtic:
EOLwho loves that, must first be wise
and good:
But from that mark how far they roave we see
For all this wast of wealth, and loss of blood.
Псы и ослы, - а им нет перевода, -
Галдеж повсюду подняли, под стать
Тем недругам Латоны, коим стать
Лягушками пришлось в былые
годы.
Ведь ждать признанья от такого
сброда -
Что бисер перед свиньями метать.
Они кричат о вольности, но воля
Созвучна своеволию для них.
И правда им страшней оков былых.
Будь добр и мудр, коль жаждешь
лучшей доли.
Иль захлебнется край отцов твоих
В пучине бед, невиданных дотоле.
121 jl^. ДЖОН ФРОУЛИ
ного Урана в суждение о том, почему он сам не развёлся:
его карта, при самом богатом воображении, не характе-
ризует человека действия.
Не будь Юпитер выделен в карте, принцип повинове-
ния никогда бы не занял центрального мотива в творче-
стве Мильтона. С участием одного лишь Сатурна в Козе-
роге, вопрос повиновения или неповиновения просто-напро-
сто никогда бы не встал.
Дихотомия Сатурна и Юпитера обсуждалась публич-
но более всего в паре его ранних стихотворений,
«L 'Allegro» («Весёлый») и «IIPenseroso» («Задумчивый»),
первое из которых обсуждает достоинства «облегчающей
душу Радости», а второе - «самой божественной Мелан-
холии», порождённой Сатурном в глубине веков, когда «не
было ещё трепета перед Юпитером». Прогрессии наталь-
ной карты Мильтона указывают на происхождение этого
стихотворного диптиха.
В прогрессии и Сатурн и Юпитер претерпели измене-
ния, что обратило пристальное внимание поэта на соот-
ветствующие этим планетам черты его характера. Юпи-
тер набирает скорость после второй стоянки и теперь воз-
вращается к своему исходному положению в натальной
карте с дополнительным стимулом, получаемым от пря-
мого, а не ретроградного, движения. Сатурн только что
изменил знак. Он все ещё силён, и даже более того, силь-
нее прежнего: в самом начале Водолея он обладает дос-
тоинством не только по обители, которое имел от рожде-
ния, но теперь он вдобавок находится в собственных трип-
лицитете и терме. Без этой силы восклицание
Прочь, Радости, химеры,
Которые бездумьем рождены*!
* Джон Мильтон, «// Penseroso». - Прим. пер.
Hence vain deluding Joys,
The brood of folly without father bred...
122 ОРГАННЫХ ВОЖДЬ СОЗВУЧИЙ ^jg
могло бы быть продолжено как
Меня никто не любит, меня все ненавидят,
Вот и пойду есть червяков*...
Но это не свойственно природе мильтоновского Са
турна. Будучи чрезвычайно сильным, только что перешед
шим в знак, традиционно являющийся наиболее возвышен
ным и утончённым, наиболее пропитанным человечески
ми добродетелями, этот Сатурн - Сатурн в своём наи
* Популярная детская прибаутка. - Прим. пер.
Nobody loves те, everybody hates те.
Think I'll go eat worms,
Long, thin, slimy ones;
Short, fat, juicy ones,
Itsy, bitsy, fuzzy wuzzy worms.
123 З^^ДЖОН ФРОУЛИ
лучшем обличье, возвещающий «созерцание херувимов».
Он даже учит Мильтона астрологии, так как «в полуноч-
ный час» поэт способен «вызывать дух Платона», кото-
рый его вразумляет о
Тех демонах воды, огня,
Земли и воздуха, чья cwia
Стихии движет и светит*.
Природа мильтоновских Сатурна и Юпитера растре-
вожена, и это привлекает внимание их обладателя; он не
останавливает свой выбор лишь на одном из них, но пи-
шет и говорит от имени обоих. По мере того как он гото-
вится писать, прогрессивная Луна, самая быстрая и, сле-
довательно, наиболее быстрореагирующая из всех про-
грессивных точек, проходит по средней точке натальных
|
|