|
Ни один английский поэт
не может сравниться с ним в столь неотразимо сдержан-
ном достоинстве. Эти качества он получил от своего воз-
вышенного Сатурна. Влиятельный Сатурн может сделать
человека попросту мрачным и озлобленным, у Мильтона
же мы видим Сатурн в большом достоинстве. Находясь
в тесном аспекте с почти столь же сильной Луной и в эк-
зальтации другой планеты в большом достоинстве, Мар-
са, планеты страсти (в собственном триплицитете, терме
и фасе - могучая комбинация!), Сатурн настолько силён,
что его обладатель чувствует себя достойным устремить-
ся выше любого из своих современников, «к возвышен-
ным предметам устремясь, нетронутым ни в прозе, ни в
стихах», «пути Творца пред тварью оправдав»**.
Управитель манер указывает на способ выражения
человеком своего темперамента. На практике, манеры и
* /, who erewhile the happy Garden sung
By one man s disobedience lost, now sing
Recovered Paradise to all mankind
By one man s firm obedience fully tried
Through all temptation, and the Tempter foiled
In all his wiles, defeated and repulsed,
And Eden raised in the waste Wilderness — Прим. пер.
** Джон Мильтон. Потерянный Рай. Книга 1. - Прим. пер.
117 ДЖОН ФРОУЛИ
темперамент очень схожи, но, в то время как манеры под-
даются совершенствованию, темперамент изменить не-
возможно. Первый выбор сигнификатора манер - плане-
та в Асценденте. В карте Мильтона это - Солнце; но све-
тила могут быть сигнификаторами манер только тогда,
когда они очень сильны, и Солнце-перегрин Мильтона на
роль сигнификатора манер не подходит. Так что мы пере-
ходим к его управителю, Юпитеру. Юпитер - тоже пере-
грин и, к тому же, ослаблен ретроградностью. Ослаблен-
ный благодетель, согласно Лилли, указывает, что «за внеш-
ней положительностью и порядочностью скрывается неко-
торая помрачённость, замутнённость или изрядная просто-
ватость»*. Однако большой благодетель должен быть куда
более ослаблен, чтобы стать полностью искажённым.
Юпитер - природный управитель религиозности и
веры. Солнце, Владыка 9-го, в точном трине с 9-м куспи-
дом - одно из нескольких свидетельств, указывающих на
значение веры в жизни поэта. Солнце управляется этим
ослабленным Юпитером, функционирующим не вполне
правильно. Юпитер находится в земном знаке и управля-
ет Асцендентом, местом физического тела. Такой акцент
на материальном (согласно Птолемею, Сатурн, занимаю-
щий достойное положение, «делает людей поклонниками
тела»2
*), выражающийся посредством аномально функ-
ционирующего Юпитера, даёт человека, который, если и
не был типичным представителем арианства
3
*, был всё
же более чем лишь слегка затронут этой сресью.
* Уильям Лилли. Христианская Астрология. Глава CVII. • Прим. пер
2
* Клавдий Птоломей. Тетрабиблос. Глава 13 «О качествах души»-
Цитируется по переводу с английского Г.П. Хлуновской. -Прим пер
Арианство течение в христианстве IV-VI веков, утверждавшее твар-
ную природу Иисуса Христа. Получило название по имени осно-
вателя - александрийского пресвитера Ария. - Прим. пер.
118 ОРГАННЫХ ВОЖДЬ СОЗВУЧИЙ ^jg
В то время как строгие последователи Лилли ограни-
чились бы Юпитером как единственным управителем
манер, нам всё же следует уравновесить это влияние Са-
турном. Ещё одним показателем манер является плане-
та, имеющая наибольшее влияние на Меркурий и Луну,
планеты разума. Сатурн - управитель одной из них и в
точном аспекте и взаимной рецепции с другой. Такой Са-
турн, по Птолемею, делает своих подопечных «энергич-
ными, глубокими мыслителями, строгими, преследующи-
ми одну цель, трудолюбивыми, властными» (что, пожа-
луй, довольно точно для его более поздних лет), «скоры-
ми на наказани
|
|