|
талибами того времени. На севере, за Пиренеями, христианские царства были
раздроблены и противопоставлены друг другу лишь потому, что в них по-разному
воспринимали веру.
Истинные христиане, бедные и одухотворенные, противостояли силам
мракобесия, наделенным властью, самой могущественной властью того времени, —
вот мрачная картина эпохи, враждебной развитию любой области культуры, тем
более астрологии. Однако, во время бури бывают минуты затишья, и в любой
пустыне найдется маленький оазис, — такое стало возможным в краю Лангедок, в те
времена, когда в храме-крепости Монсегюр еще хранилась чаша Святого Грааля Для
определения исторического периода и географической точки написания этой книги
нам следует вообразить самое сердце французских восточных Пиренеев
приблизительно в 1150 году Где был написан этот текст, доподлинно неизвестно,
однако мы знаем, что в ХИ-ХШ веках во Франции иудеи подвергались гонениям и
преследованиям, но в Лангедоке иудейским мудрецам удается тайно продолжить
занятия науками в специально созданных для этого заведениях, которые позднее,
после истребления катаров, переносятся на север Каталонии
Чтобы отыскать нашего автора, нам следует очертить вокруг крепости
Монтсегюр круг диаметром не более чем в сто километров Там мы найдем его в
окружении блестящих, культурных, художественно одаренных людей высокого
духовного развития, — именно благодаря этому и стало возможным написание
данного глубокого труда.
Крепость Фуа
Преодолев почти пол-Европы, подобно перелетным птицам, существующим и
поныне, Абрахам Бен Эзра нашел то место, где смог свить гнездо и обзавестись
потомством, — Окситанию, в центре которой, в храме Монсе-гюр, хранилась
бесценная реликвия — Святой Грааль К северу от круга, определившего место и
время создания книги, располагался город Тулуза, столица одного из самых
богатых и либеральных по тем временам графств, чей политический строй позволял
издавать законы, наиболее прогрессивные и толерантные за всю историю Тогда этот
город был открыт для всех пришедших туда чужестранцев, им не чинили препятствий,
причем большинство из них, без сомнения, были иудеями, как и наш автор В
Тулузе, также как и в Нарбонне, существовали иудейские общины Известно, что
«Сефер ха Бахин», первая из книг Каббалы, была написана в Лангедоке, благодаря
влиянию катаров, как описывает это Шолем в своей книге «Основные направления
иудейской мистики» В центральной части, наиболее близкой к храму-крепости
Монсепор, на пересечении двух рек, высились стройные башни величественного
замка великолепного города Фуа, столицы графства, основного места встречи
культур Каталонии и Лангедока.
В то время, как наш автор трудится над книгой, в том же городе граф Фуа
заключает брачный союз, от которого рождается «безукоризненная» Эскларамонда,
чье имя обозначает «чистая и непорочная», первая дама, которая посвятила себя
не плотским утехам, а любви чистой и возвышенной, воспетой трубадурами.
Достаточно было лишь одного трубадура, чтобы имя ее не сгинуло во мраке веков
«Эскларамонда! Сияньем гордой чистоты вселенную ты озаряешь, ты целомудренна,
ты похоти не знаешь, себя блюдешь, усильями благими оправдывая собственное
имя!» Так писал Гильен де Монтанхагель, трубадур, выступавший против Инквизиции,
французского засилья и новых порядков, которые Церковь насаждала, стремясь к
безграничному господству Этот трубадур сочинил также несколько стихотворении,
посвященных королю Альфонсу X Мудрому В северо-восточной части пол) круга мы
видим целую россыпь городов, где царила наичистейшая христианская любовь, вера
в то, что внутри у нас существуют два противостоящих дрл г другу мира, мир
сильный и сияющий, свободный во времени вечный и сосредоточенный на нашем духе,
— мир Одухотворенный, и гораздо более слабый мир, основанный на нашей плоти и
материальных законах, ограниченный лишь настоящим, которое, как и плоть, всегда
немощно и недолговечно
Замок Каркасон
Каркасон, Нарбонна и Безье — три жемчужины в катарской короне. Однако к
югу, ближе к соляным озерам уже начинается строительство бастиона Фонфруад,
призванного сокрушить философию катаров Во времена Бен Эзры Фонфруад был
монашеской общиной, следовавшей учению Святого Бенедикта Монахи выращивали
лекарственные растения и из>чали ботанику
Даже сегодня мы можем посетить этот монастырь и полюбоваться десятками
очаровательных двойных капителей внутреннего двора. >бранством которых служат
растительные орнаменты Некоторые из них украшены сосновыми шишками, дрл гие —
цветами розами, гво з-диками, гардениями Многие из капителей имеют форм\
папоротника, виноградной лозы с гроздьями винограда и прочих видов
средиземноморских растении
Капители внутреннего двора Фонфруад
Немногим более чем через, полвека Безье ожидает нашествие крестоносцев.
«Дракон, изрыгающий пламя истребления приближается, уничтожая все на
своем пути» Согласно воспоминаниям Гильермо Тудельского. «эти безумные и подлые
негодяи резали священников. женщин и детей. Никого не осталось в живых... Думаю,
что со времен сарацинов не случалось такой чудовищной бойни». Один из баронов
спросил главного аббата Цистерцианского, каким образом следует распознавать
еретиков. Аббат ответил: «Убивайте всех! Господь сам отличит своих!» «Колокола
плавятся на колокольнях, мертвые тела объяты пламенем, и весь собор подобен
|
|