|
Небес. Это очевидно, исходя из римских названий планет (Юпитер, Марс, Меркурий,
Сатурн и Венера), которые в то же время являлись именами самых важных богов и
богинь. Хотя с приходом христианства на Западе эти планетные божества оказались
забыты, в индуизме, у которого много общего с древними языческими религиями
Европы, они продолжали почитаться.
В нынешних индуистских храмах ритуальное поклонение планетам является
общепринятым. В частности, это касается Южной Индии, где в храмах
устанавливаются особые алтари для наваграха, или девяти планетных божеств.
Наряду с круговым обходом основного пространства храма поклоняющийся совершает
небольшой круговой обход постамента, расположенного в углу храма, на котором
стоят девять планетных божеств. Таким образом, астрологический обряд является
целостной частью храмового служения в индуизме.
В греко-римской системе основные божества были уравнены с божествами
планет. Например, римский Юпитер там являлся не просто божеством одноименной
планеты, но в первую очередь великим Богом Небес и Царем богов — главным
божеством, для которого планета Юпитер как ярчайшая из ночных светил являлась
только планетным соответствием. То же самое можно сказать и о других божествах
в их пантеоне. Астрологический аспект — это только небольшая часть обширного
космического символизма.
В ведической системе тот же базис, но она является более сложной, разделяя
собственно планетное божество, идентифицируемое в первую очередь с самой
планетой, и божественную силу, этой планетой управляющую, у которой более
обширный символизм. К примеру, ведический бог Индра, который, подобно римскому
Юпитеру, правит грозой и является Царем богов, это не просто планетное божество.
Скорее, это божество более высокого плана, правящее не только планетой Юпитер,
но также, в определенных своих ипостасях, планетой Венера, то есть он связан с
двумя ярчайшими планетами.
Ведическая мысль ушла дальше простого сопоставления своих великих богов с
планетами, к более разработанной системе взаимосвязей. В ведической системе у
планетных божеств три уровня. Во-первых, у каждой планеты есть свое собственное
божество (дэвата). Это божество, относящееся непосредственно к самой планете,
чье имя планета носит, — как Сурья для Солнца и Чандра для Луны. Эти планетные
божества по природе, в основном, астрологические. Во-вторых, в ведической
системе распознается иное божество, стоящее над планетным управителем, в своем
роде сверхуправитель (адхидэвата), как, например, Агни, бог огня — для Сурьи,
Солнца. Этот сверхуправитель представляет основные свойства и энергии,
связанные с данной планетой и управляемые ей, — например, Солнце и огонь.
В-третьих, у каждой планеты есть и верховное божество (пратьядхидэвата), чья
власть простирается над двумя нижестоящими. Это аспект самого Бога, или Господа
Вселенной (Ишвары), проявляющий себя через данную планету, каковым является
Господь Шива — чистое бытие — для Солнца, или его супруга, Шакти, великая
Богиня — для Луны. В этом третьем уровне скрыт даже четвертый уровень. На нем
все планеты представляют один или несколько аспектов верховного Бога, Брамана и
Высшего Я, атмана, или Пуруши, являющегося высшим светом.
В древние времена в ведической культуре планеты, какправило, соотносились
со своими сверхуправителями, а не с собственными планетными божествами — данная
практика, вероятно, появилась позже. Точно так же обстоит дело и в
греко-римской мысли, где астрологический символизм являл собой только один из
аспектов богов и богинь. В связи с этим, конечно, трудно определить, относится
ли имя божества, такого как Юпитер или Индра, к планете или именно к богу, или
на какой стадии истории возник планетный символизм. Однако это показывает
органическую связь астрологии с древним почитанием богов во всех их обличьях.
ТРИ УРОВНЯ ВЕДИЧЕСКИХ ПЛАНЕТНЫХ БОЖЕСТВ
Планета Божество Сверхуправитель Верховное божество
Солнце Сурья Агни, Бог Огня Шива, Высший Бог Луна
Чандра Апас, Богиня Вод Парвати, Высшая Богиня Марс Куджа
Бхуми, Богиня Земли Сканда, бог Войны Меркурий Будха
Вишну, Хранитель Нарайяна, Всечеловек Юпитер Брихаспати
Индра, Царь богов Брахма, Законодатель Венера Шукра Индрани,
Царица богов Индра, Царь богов Сатурн Шани Яма, Бог Смерти
Праджапати, Прародитель Северный узел Раху Дурга, Богиня
Силы Бог змей Южный узел Кету Читрагупта, Бог Кармы
Брахма, Бог Знания
Хотя приведенная таблица описывает положение вещей весьма подробно,
некоторые исключения все же существуют. Это случается потому, что у величайших
богов вселенной множество ликов, и их нельзя просто свести к какому-то одному
планетному влиянию.
О характере этих божеств можно узнать более подробно во многих индуистских
писаниях, в частности в Пуранах, где о них приводится масса сведений, начиная
от мифов и легенд до мантр и подробностей почитания. Есть особые Пураны, в
которых повествование ведется от лица кого-либо из этих божеств — таковыми
являются Шива Пурана, Вишну Пурана и Сканда Пурана. Другие божества упоминаются
в особых разделах Пуран, включая те, в которых специально затрагивается вопрос
о планетах. Пураны — это важный цикл эзотерических энциклопедий с йогической
перспективой и они должны тщательно изучаться теми, кто занимается ведической
астрологией. Также во многих Пуранах содержатся важные сведения по аюрведе,
Васту и другим ведическим наукам.
Впрочем, божества, особо связанные с Ведами и накшатрами, такие как Индра
|
|