|
и Агни, в Пуранах понижены в ранге, и их нельзя адекватно изучить только исходя
из точки зрения Пуран. Чтобы составить о них правильное представление,
требуется изучение более древних ведических текстов.
ВЕДИЧЕСКИЕ БОЖЕСТВА ПЛАНЕТ
СОЛНЦЕ
Основное ведическое имя Солнца — Сурья, которое переводится как
побуждающий, вдохновляющий, ободряющий, преображающий. Сурья является божеством
(дэватой) Солнца. Это он, являясь направляющей силой вселенной, исполнительной
властью космоса и космическим разумом, приводит все в движение. Сурья — это
великое божество, направляющее космические процессы, солнечный логос, или
самосущее космическое бытие. Он представляет в существах космическую волю к
росту, эволюции и развитию сознания.
В ведической мысли у Солнца множество имен, включая такие как Савитар
(вдохновитель), Адитья (первичный ум) и Бхаскара (творец света). Многоликий
спектр солнечных богов, таких как Адитьи (Митра, Варуна, Арьяман и Бхага),
управляет разными накшатрами, месяцами, сезонами, временами суток и другими
временными циклами. Например, про Митру говорят, что это название восходящего
солнца, Индра — солнце в зените, а Варуна — на закате. Вообще, Сурья — это,
скорее, божество солнечного диска, в то время как Савитар — бытие или сознание,
Пуруша Солнца.
Агни, или Огонь — это сверхуправитель (адхидэвата) Солнца. Агни — это бог
Огня во всех его ипостасях, представляющий огонь как космическую силу. Он не
просто материальный огонь, но это также огонь жизни, огонь души, божественный
огонь, или пламя духа, скрыто проявленное во вселенной. Этот космический огонь
проявляет себя через Солнце, которое передает огонь, тепло, свет и цвета во
всех видах.
Солнце представляет Бога, или Господа Вселенной в его общих чертах, как
космический мужской принцип. Согласно индуистской дхарме, основной формой
великого Бога является Шива, Махадэва. Шива — это сверхбожество
(пратьядхидэвата) Солнца. Шива означает того, кто благостен, пребывает в покое,
мире. Он также соотносится с состоянием смерти и освобождения (мокши). Шиву
называют Шамбху или Шанкара — податель и творец того, что благостно и мирно,
так же как Садашива — Тот, кто вечно Шива или вечно благостен. Астрологически
Солнце — это изначальный свет и конечное местопребывание всего.
Впрочем, не только Шиву, но и Вишну можно рассматривать как сверхбожество
для Солнца. Вишну — это хранитель вселенной, Тот, кто поддерживает космический
порядок. Он принимает облик бога Солнца, во многом как греческий Аполлон. В
связи с этим Его обычно называют Сурья-Нарайяна, Солнце как космическая
личность, пребывающая в космических водах космоса. Вишну представляет Солнце
как силу любви, красоты, вдохновения и защиты. Он являет собой аспект Солнца
как пребывания космических вод (океан пространства). Если Шива это
трансцендентное Солнце, или свет вне времени, то Вишну представляет имманентное
Солнце, или свет, связанный с циклами творений и управляющий ими.
Божество Брахма — Создатель в троице индуизма — также иногда предстает в
облике бога Солнца. В связи с этим Брахма, Вишну и Шива представляют аспекты
творения, сохранения и разрушения солнечной энергии и божественного света.
Брахма это аспект творения в солнечной энергии. Он владеет ведическими мантрами,
про которые говорят, что они пребывают в солнечных лучах, через которые
проявляются и организуются все формы жизни.
В конечном итоге Солнце символизирует атман, высшее Я, бога богов. Оно
является высшим представлением о Боге, или истине, которое может быть
отвлеченным и не иметь определенных форм. Это представление о Боге как о
принципе или законе — не обязательно принимающее чувственный образ, которому
можно поклоняться. Солнце это дхарма — сила, поддерживающая все законы
вселенной. Сам Браман (ведантическое название верховного бога, или Абсолюта)
изначально связывался с изобильным восточным солнцем. Все прочие планетные боги
могут рассматриваться как ипостаси бога Солнца, так же как любой свет является
проявлением запредельного света высшего сознания.
ЛУНА
Чандра, основное санскритское имя Луны, означает «податель наслаждений».
Он связан с красотой, страстью, быстрым и переменчивым ритмичным движением, с
отраженным светом. Чандра относится также к Луне как управителю месяца и
распределителю сезонов. Во внутреннем смысле это имя относится к Луне как
управителю эмоций, чувств и творчества. Так же как у Солнца, у Луны есть
множество имен, соотносящихся с ее различными качествами и функциями.
Апас, Богиня Вод, является сверхуправителем (адхидэватой) Луны. Так же как
Солнце правит огнем как космическим элементом, Луна правит взаимодополняющим
огненный водным принципом, включающим в себя и физическую воду, и биологическую
воду живых организмов, и трансцендентные воды сознания. Апас — это также сома —
нектар, или питающий принцип, комплементарный агни как пожирателю, или
побуждающему принципу.
Агни и сома представляют основополагающий дуализм огонь-вода,
мужское-женское, сухое-влажное, жар-холод, то есть перводвойственность, лежащую
в основе проявленной вселенной. Иногда божество вод называют Варуна, по имени
владыки небесного океана, соотносимого не только с заходящим солнцем, но также
и с луной.
Луна представляет Богиню вообще, космический женский принцип. В ведической
мысли Великая Богиня (Махадэви), высшая сила, или Шакти, является супругой
Господа Шивы — Великого Бога (Махадэва). Часто ее именуют Парвати, в ее облике
|
|