|
манипуляции, ее синтез с лучшими знаниями психологии может обеспечить нас
хорошим средством для глубокого понимания себя, вселенной и других людей.
Хотя некоторые ученые (включая психологов) пытаются отстаивать идею,
что необходим новый и творческий подход, чтобы наука могла двигаться вперед,
они же, по природе своих позиций и персонального отождествления с "наукой",
препятствуют развитию такого подхода. Другими словами, они не имеют
представления об истинном творческом процессе (в отличие от простого сбора и
сопоставления фактов). Многие не осознают, что раздвоение их личности
(профессионально "объективной", но персонально "субъективной") мешает
возникновению у них творческого процесса. Это обусловлено тем, что творчество
представляет собой продукт индивидуальной целостности и интеграции личности или
стремления к такой целостности. Как пишет в своей работе Рудин (Rudin
"Psychotherapy and Religion"): "Человек не может ускользнуть от собственной
души, не калеча свою жизнь и не приговаривая себя на болезнь в физической сфере
и на предательский, стереотипный труд в интеллектуальной сфере". По-видимому,
последователи и ученики истинных первопроходцев в любой сфере, уверенные, что
они обнаружили истину, вскоре становятся косными и фанатичными и замораживают
идеи теоретика-новатора, что на десятилетия сдерживает процесс нового развития.
Аналогичный процесс происходил и в некоторых астрологических кругах, приводя к
дроблению и разногласиям в той сфере, которая отчаянно нуждается в
непредубежденном единении.
Люди, совершившие творческий прорыв, чьи имена почитаются последующими
поколениями, всегда относились к тем, кто по-настоящему открыт для всего нового.
Именно эта открытость приводит творческого человека в сферы исследований и
мышления, которые являются профессионально неортодоксальными и культурно
нешаблонными. Как отмечал Альфред Норт Уайтхед, практически все действительно
новые идеи имеют определенный аспект глупости, впервые появляясь на свет. Нам
нужно только посмотреть на имена и жизненный путь некоторых величайших
созидателей Западной культуры, чтобы осознать, как много из них было занято
исследованиями в сферах, на которые было наложено официальное табу в то время.
Эйнштейн говорил о "мистическом" опыте изначального постижения и о
"религиозном" чувстве истинного понимания:
Наиболее прекрасная и самая глубокая эмоция, которую мы можем испытать,
- это ощущение таинственного. Это сила всей истинной науки. Понимание, что то,
что непостижимо для нас, реально существует, проявляясь как высшая мудрость и
сияющая красота, которую наши слабые возможности могут постичь в наиболее
примитивных формах, - это понимание представляет собой центр истинной
религиозности.
Карл-Густав Юнг не только использовал астрологию в качестве
психологического орудия в своей практике, но также потратил многие годы на
исследование психологических аспектов алхимического символизма. В конце своей
карьеры Зигмунд Фрейд писал в письме: "Если бы я мог прожить жизнь снова, я бы
посвятил ее духовным исследованиям, а не психоанализу". Астроном и физик Кеплер
говорил о том, что у него было сильное желание не верить в эффективность
астрологии, но "неизменное совпадение звездных конфигураций и земных событий
вызвало у него вынужденную веру". К другим известным астрологам-ученым
относятся Фрэнсис Бэкон, Бенджамин Франклин, Джон Непер (изобретатель
логарифмов) и Исаак Ньютон. Ведь именно Ньютон, когда его спросили, что он
хочет изучать в Кембридже, лаконично ответил: "Математику, чтобы я мог
проверить астрологию". А на упреки Галлея (первооткрывателя кометы) за веру в
такое суеверие Ньютон ответил: "Очевидно, что вы не заглядывали в астрологию, я
же это делал".
Чем больше мы узнаем о жизни, тем больше склонны приходить к идеям,
которые объединяют многие жизненные сферы и многие интеллектуальные дисциплины.
Такие унифицирующие идеи отчаянно нужны сегодня, особенно в сфере психологии -
науки, которая наиболее тесно связана с жизнью человека. Для меня очевидно, что
астрология представляет собой именно тот паттерн порядка и единства, которого
недостает сегодня психологии. Целостность, здоровье и интеграция отдельного
человека - это отправная точка для здоровья и жизнеспособности общества. Как
может общество, чьи образовательные учреждения проповедуют фрагментарный подход
к жизни и искаженный взгляд на мир, порождать здорового творческого
индивидуума? То, что сейчас нужно больше всего, особенно в сфере образования, -
это тщательное исследование наших предположений о природе человека и смысле его
существования. Если мы будем честны с собой, то сможем быть открыты к тому, что
существует. Тогда, чтобы создать новую психологию (и астрологию),
сосредоточенную на здоровье и целостности индивидуума, мы должны начать
развивать истинную науку жизни, имеющую дело со всем психофизическим
существованием, фокальной точкой которого является сознание. Но, прежде чем мы
сможем сделать это, мы должны освободиться от устаревшего пристрастия
материалистического мышления и признать, что различные виды исследований
требуют разных подходов.
Глава 2. Ограничения старой культуры
Многим людям сегодня очевидно, что материалистическая наука не
удовлетворяет глубочайшие потребности человека вне зависимости от того, сколько
легкости и комфорта она может предоставить телу и сколько гордости принести
интеллекту. При создании современной психологии мы должны не только
удовлетворить интеллект, но также предоставить что-то, на что могут отзываться
сердце и душа человека. Мы сегодня достигли такой точки, где человек,
по-видимому, знает все и не понимает ничего. Прекрасно собирать данные и
статистически сопоставлять факты, но слишком большое сосредоточение на
|
|