|
достигла понимания и описания Универсального Человека. Поэтому стоит обратиться
к теориям, идеям и опыту, которые верны для каждого человека. Это, конечно,
трудная задача, но так как возникает глобальное общество, нам стоит подготовить
почву для его успешного рождения, обретая понимание, что же реально
представляет собой человек. Какова же природа приближающегося нового мирового
порядка? Хастон Смит, профессор философии и автор книги "Религии человечества"
(H.Smith "The Religions of Man") утверждает:
Есть ... три великие цивилизации: Западная, Восточно-Азиатская
(Китайская) и Южно-Азиатская (Индийская). Исторически, во время периодов
подъема, каждая из них специализировалась на одной из трех проблемных сфер:
Запад - на природе, Китай - на общественных отношениях, а Индия - на
психологических взаимосвязях. Если изложенная выше гипотеза верна, каждой
цивилизации стоит поучиться у двух других в сферах, которыми она пренебрегала.
Во-первых, мы можем взять у Китая уважение к семье, отношение к
старости и отношение к персональной сфере в противоположность к отношению к
обществу, т.е. высшую верность сообществу, сконцентрированную на семье. Из
четырех целей человека, которые признаются в Индии, т.е. наслаждение, земной
успех, долг и освобождение, Запад интересовался исключительно первыми двумя, с
незначительным вниманием к долгу и полным отсутствием внимания к освобождению...
Во-вторых, новая цивилизация будет более экологической. Как отмечалось
раньше, внимание Запада было поглощено природой. Китай и Индия тоже
интересовались природой, но в духе Вордсворта, а не Галилея. Западное
восприятие - это чувство господства над природой... Сейчас идут поиски нового,
но как насчет качества?.. Я верю, что мы вернемся к торжеству простоты в
экологическом аспекте новой цивилизации.
Мое третье предсказание о новой цивилизации заключается в том, что,
когда придет время, возникнет более духовная ориентация по отношению к миру. В
19 веке мы рассматривали природу как машину, в 20 веке мы рассматриваем природу
как организм, с меньшим детерминизмом и большей свободой. Можем ли мы
экстраполировать от механистического подхода в 19 веке, биологического в 20
веке к психологическому взгляду в 21 веке?
И наконец, мы будем вступать в новую мировую цивилизацию в той мере,
насколько мы способны достичь нового паттерна жизни, который представляет собой
некий синтез трех основных акцентов прошлых цивилизаций: природы, общества и
своего "Я".
Ганс Стоссель формулирует современную потребность человека следующим
образом:
Сегодня необходимо прийти к более глубокому, духовному, космическому
пониманию; потребность этого столетия - открытие. Оно должно быть временем
обретения понимания (а не только веры), как быть в согласии со вселенной.
Именно этот синтез, этот союз человека с природой и чувство единства
со вселенной может принести современному человеку астрология. Психолог Роберт Л.
Мэрроун пишет: "Мысли человека о природе и его взаимосвязи с природой на
протяжении летописной истории унижали или возвышали его, отделяли его от
природного мира или объединяли его со вселенной". Чувство отдаления
современного человека от природы и отсутствие отождествления с космосом
объясняют, почему астрология должна быть "доказана", прежде чем множество людей
признает ее как имеющую силу науку или искусство. Практически каждая культура,
которую мы знаем, имела некоторую форму астрологии, но это не было связано с
отсутствием "современного просвещения", а скорее с их непосредственным
ощущением единства с космическим окружением. Популярные псевдонаучные
предубеждения и приверженность к устаревшим научным теориям со стороны ученых,
просветителей и публики в целом являются одним из основных препятствий на пути
нового синтеза знаний и новых надежд на будущее человека. Кажется, что
большинство академических психологов поступает именно так, против чего
предостерегал Роберт Оппенгеймер, т.е. стремится формировать психологическую
науку, опираясь на физику образца прошлого века. Если мы посмотрим на
современную физику, то увидим невероятное разнообразие и такие понятия как
антивещество и неопределенность, описания которых звучат более похоже на
мистический отчет о религиозном экстазе, чем на то, что мы привыкли ожидать от
научных трудов. Однако большинство исследователей-психологов продолжает
действовать так, как если бы они были биохимиками или физиками прошлого века.
Поэтому, хотя астрологи-практики могут извлечь пользу из знакомства с
определенными знаниями и процедурами современной психологии, они должны
остерегаться недооценки астрологии и переоценки эффективности современной
психологии в своих попытках достичь более утонченной и респектабельной
астрологической практики. Как говорил Карл-Густав Юнг: "Очевидно, что
астрология может многое предложить психологии, но менее очевидно то, чем
последняя может содействовать своей старшей сестре".
Наука - это мощное орудие, как и астрология. Знания, приобретаемые
благодаря этим методам, могут быть использованы для двух целей: для манипуляции
или для понимания. К сожалению, наука на Западе использовалась в основном для
первой цели, не только в сфере естественных наук, но и в психологии.
Физик-философ Л.Л.Уайт пишет: "Наука сама по себе могла бы извлечь пользу из
более полного признания подсознательных предпочтений, которые направляли ее
историческое развитие и все еще существуют и по сей день". Пришло время, чтобы
наука в целом и астрология и психология в частности приняли на себя новое
обязательство по поиску истины и понимания, а не просто по сбору разрозненных
фактов. Хотя астрология тоже использовалась и может быть использована для целей
|
|