|
жизненных циклах, и астрология может содействовать этому. Как писал
физик-философ Л.Л.Уайт: "Глубочайший эстетический и научный принцип заключается
в тенденции к простоте, порядку, изяществу и форме". Астрология раскрывает
общий паттерн простоты, порядка, изящества и формы, который действует во
вселенной в целом и в каждом человеке в частности.
В психологической сфере есть десятки "теорий личности", которые
пытаются открыть и определить некое подобие порядка в характере и жизненном
стиле индивидуума. Каждая теория личности допускает, что существует такая вещь
как "человеческая натура", которую новорожденный приносит с собой в этот мир
скорее в форме общих склонностей и потенциальных возможностей, чем определенных
черт. Проблема со всеми теориями личности, обычно используемыми сегодня в
психологии, заключается в том, что каждая из них неотъемлемо настроена на тот
тип человека, который разделяет определенные характерные черты с изобретателем
этой теории. Другими словами, поскольку теоретик предполагает, что каждый
человек на некотором глубинном уровне подобен ему, и поскольку он не имеет
космической структуры, позволяющей обрести более широкую перспективу
человечества, использование в реальной практике этих ограниченных и
пристрастных теорий имеет пагубные результаты. Если же однако, как указывают
данные в этой книге, астрология действительно является языком, описывающим те
самые энергии, которые активируют человека, она вполне может быть наиболее
точным способом описания того, что представляет собой "человеческая натура"
каждого индивидуума. Именно к такому убеждению я пришел после интенсивного
использования астрологии в течение последних девяти лет, поэтому за последние
годы практики я постепенно отбросил все другие теории. Для меня астрология,
несомненно, представляет собой наиболее точное и всеобъемлющее средство для
понимания человеческой индивидуальности, поведения и развития.
Меня часто спрашивают о причинах возрождения популярности астрологии в
последние годы. Я думаю, что частично ответ заключается в том, что западная
культура больше не имеет какой-либо жизнеспособной мифологии. Миф служит
живительной силой в любой культуре, показывающей взаимосвязь человека с более
универсальной реальностью. Людям всегда необходим паттерн порядка для
направления их коллективной жизни и наполнения смыслом их индивидуального
опыта1[1]. В этом смысле астрология заключает в себе всю мифологическую
структуру. Профессор Джозеф Кэмпбелл пишет: "Человек не может жить во вселенной
без веры в некий общий мифологический порядок. В сущности полнота его жизни,
по-видимому, прямо пропорциональна глубине и размаху не его рационального
мышления, а распространенной в его местности мифологии". Кэмпбелл заявляет, что
у мифа есть три важнейшие функции: "вызывать чувство благоговения", "изображать
космологию" и "вводить человека в реалии собственной психики".
Сегодня многие люди поняли, что правильное использование астрологии
удовлетворяет всем этим трем функциям. Следовательно, если мы согласимся с
определением мифа Кэмпбелла, я думаю, мы должны согласится с тем, что
астрология, как она это делала в течение прошедших веков, обеспечивает насущную
и практическую мифологию нашего времени.
Часть I. АСТРОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1. Современная наука и психология
"Феномен человека должен оцениваться в космическом масштабе."
Тейяр де Шарден
Так же как мы переживаем сегодня всемирную революцию в средствах
коммуникации, общественных моделях и международных отношениях, мы испытываем и
революцию в наших взглядах на человека и на вселенную. Вращающееся колесо
перемен никогда не останавливается, но сегодня мы, по-видимому, находимся в
критической точке, где заканчивается старый жизненный цикл и начинают
проявляться первоначальные характеристики наступающего цикла. Наука в целом и
психология как самостоятельная дисциплина должны реагировать на эти изменения
(и на меняющиеся потребности современных людей) творческим и непредубежденным
образом. Большинство людей все еще ожидает от "науки" и так называемых "научных
экспертов" ответов на существующие дилеммы, но слишком часто психологи,
психиатры и другие специалисты, которые претендуют на знание ответов, мало что
могут предложить обычному человеку. Смысл и значимость персонального опыта
(истинная сфера любого личностно-ориентированного психологического
исследования) редко освещаются этими специалистами. Лишь немногие специалисты
предпринимали значимые шаги к синтезу современных знаний в таком направлении,
на которое может отзываться глубочайшая суть человека, например, д-р
Карл-Густав Юнг и Пьер Тейяр де Шарден.
Но большей частью те, кто неискренне уверяют в преданности высшим
идеалам поисков истины, унификации современного миропонимания и помощи своим
собратьям, слишком часто отказываются рисковать, предпочитая уединение в своей
профессиональной специализации. Очень редко находится человек, наделенный
яркими творческими способностями и смелостью, готовый выдержать критические
обвинения современников и коллег, который решает действовать по этим высшим
идеалам.
Мы обнаруживаем, что в современной западной культуре человек все
больше и больше отчуждается от себя и своей культуры. Он не имеет контакта со
своими основами и корнями. Его традиции и культурные ценности разрушаются или
отбрасываются. Человеку сегодня необходимо вновь установить контакт с сущностью
человеческих традиций и с сутью своей психической жизни, обе из которых
переступают пределы пространства и времени.
Насколько мне известно, ни одна "теория личности" в психологии не
|
|