|
ксы, очень редкие в большинстве старых семей,
достигли сейчас уровня непрекращающейся эпидемии. Социальные неврозы стали ныне
постоянным фактором в глобальном мире хаоса. Именно в безнадежной попытке
психологического бегства от этих социальных неврозов люди ищут твердого чувства
единодушия в тоталитарных политических партиях, в старых и новых, солидно
организованных религиях.
Потребность в авторитете разъедает помраченные души современных людей, но им
доступен лишь авторитет техники с ее практическими чудесами или авторитет
систем (экономических, политических или религиозных), которые превращаются в
принуждающие к фанатизму идеологии или в некое дело. Однако действительным
авторитетом всегда будет тот, что принадлежит личности, в том смысле, что его
можно ожидать лишь от личности, которая своим живым примером разрешает проблемы
окружающих.
Если это так, человек приобретает авторитет как агент духа, сущность которого в
том, чтобы предлагать творческие решения для жизненных потребностей. Он
перестает быть индивидуальной личностью для тех, кто признал его проявлением
духа; он становится Персонажем, авторитетным человеком что не означает
официального авторитета. Такой человек будет социальным Образцом после смерти и
может стать основанием мифа . Такие люди действительно Отцы цивилизации, столпы
общества; Матери цивилизации, великие символы личного ответа на насущные нужды
времени, также среди них.
Человек, являющий собой образец и наделенный авторитетом, на социальном уровне
фокусирует в себе силу функции Юпитера в ее высочайшем смысле. Это посланник
Бога, настоящий Первосвященник. В более индивидуальном смысле это индийский
Гуру, духовный Учитель. Вообще говоря, любой такой учитель служит на всех
уровнях связующим звеном между урожаем, собранным с прошлого человечества, и
нуждами подрастающих поколений, так же, как родители в биологическом смысле
являются связующим звеном между наследственным прошлым расы и душой, жаждущей
опыта и самофокусировки в человеческом организме. А низкий социальный статус
учителей в современном мире еще один показатель и еще одна причина нашего
социального хаоса.
Поддержание общества и культуры основано на функции Юпитера-Меркурия, а также
на религии и образовании. Введение сил религии и образования в биологическую
сферу семьи означает проникновение общества в дом. Если это проникновение по
характеру негативно, потенциальный конфликт между родителями и детьми (между
братьями и сестрами и т.д.) принимает острую форму и ведет к формированию
социальных комплексов. Они основаны, во-первых, на страхе, порождаемом чувством
отчуждения и неполноценности, а во-вторых на попытке преодолеть страх и чувство
опасности при помощи жадности, вожделения, агрессивности.
Здесь мы не в состоянии обсудить в деталях огромное разнообразие путей
проявления этих комплексов от многочисленных фобий до садизма и мании
преследования во множестве форм, от алчности до мучительных приступов зависти,
от клептомании до агрессивности великих завоевателей. Во всем этом находит себе
выражение фрустрированное, извращенное или преувеличенное чувство социальных
отношений. Один тип комплекса, тем не менее, следует выделить особо, ибо он
захватывает не только области социальности и религии, но спускается до самых
корней индивидуального существования. Я говорю о комплексе вины.
Вина основывается на чувстве личной изоляции и, в свою очередь питает это
чувство. Но это также и социально-религиозное (юпитерианское) проявление, ведь
чувство вины порождается переживанием дисгармоничного (и в конце концов
деструктивного) участия в групповой жизни. Это чувство заставляет человека
оборачиваться против себя и в той или иной степени себя разрушать. И
задействованы в этом функции все тех же планет Юпитера и Сатурна. Поскольку
чувство вины мешает попыткам самотрансформации человека, попыткам достичь более
высокого или более широкого участия в социальной (или универсальной) жизни,
функция Нептуна и дом, имеющий отношение к личным кризисам роста (VI дом), тоже
должны рассматриваться как основные ключи.
То, что люди называют голосом совести, есть проявление функции
самотрансформации, встретившей какие-то препятствия. Каждый человек должен быть
готов к очередному эволюционному шагу в своей личной или групповой жизни, но
часто его отбрасывает назад инерция прежнего опыта, трагическом или, напротив,
связанном с удовольствием или просто воспоминание о нем; сила Урана-Нептуна,
способствующая превращению из гусеницы в бабочку, оказывается фрустрированной,
тогда она начинает преследовать несчастного, наказывая его за слабость.
Результатом станет чувство вины, которое может быть как индивидуальным, так и
коллективным тем более коллективным, чем сильнее ощущение причастности роду или
обществу. Чувство вины ведет к жажде искупления; и как чувство неполноценности
может переродиться в агрессивное чувство превосходства, так и жажда искупления
может порождать (в своей активной и усиленной стороне) комплекс мессии,
отравленное желание искупать других и бессознательно убегать от ответственности
за собственную трансформацию. Комплекс мессии возникает там, где человек таким
образом избавляется от ответственности за трансформацию себя. У подлинного
Искупителя имен
|
|