|
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АСТРОЛОГИЯ?
Наиболее важным фактом сегодня является не то, применимы ли сегодня основные
правила классической астрологии, а то для чего они применимы. Иными словами,
для чего астрология может быть наиболее значимо и надежно применена в наше
время и что скрывается под верой в то, что астрология имеет ценность для
человека двадцатого века и удовлетворяет существенную потребность нашего
научно-технического общества?
Я задаю эти вопросы, поскольку мы слишком часто не можем осознать, что
изолированное знание фактов приобретает «ценность» только по отношению к
человеку или обществу, осведомленному об этих фактах. Что имеет значение, так
это взаимоотношение между знанием и знающим, а не изолированное знание.
Некоторые знания, которые были очень необходимы в определенных обстоятельствах,
определенных условиях и для определенного типа людей, становятся не
значимыми или просто бессмысленными в другой период эволюции человечества и
при других условиях. По мере возникновения и развития у человечества новых
способностей другие, более примитивные, средства восприятия или приспособления
к окружающим условиям часто устаревают и атрофируются или они переориентируются
и переходят на другой уровень. Если кто-то не понимает это, значит он
действительно не осознает, что представляет собой эволюция психики и мышления,
также как и биологическая.
Астрология почти определенно первоначально развивалась на базе самого раннего
ощущения человеком того факта, что сырые, жаркие, окутанные туманом джунгли, в
которых обитал первобытный человек, были наполнены неожиданными встречами,
оканчивающимися жизнью или смертью, тогда как ясное небо, видимое в пустынях и
с вершин гор, представляло собой внушающую благоговение и воодушевляющую
картину порядка и периодичности движения — предсказуемую в связи циклически
повторяющимися небесными событиями (фазы Луны, осцилляции север-юг Солнца в
течение года, соединения планет и звезд, затмения и т.д.). Все религии были
основаны на этом контрасте порядка, повторяемости и величия небесных явлений
и беспорядка, хаоса, непредсказуемости и опасности событий, по-видимому
присущих биосфере, в которой живет и борется за выживание человек — контрасте
между небесами и землей, божественной и человеческо-животной природой. Поэтому
астрология, являвшаяся, насколько мы знаем, своеобразной попыткой человека
сформулировать порядок вселенной и ощутить чувство относительной безопасности,
называлась «матерью всех наук», так как все науки пытались предсказать, что
случится при взаимодействии определенных факторов в контролируемых условиях.
Наука, однако не противопоставляет небесный порядок земному хаосу, она
утверждает, что порядок существует всюду, что законы природы действуют везде в
любом окружении. Зная эти законы, человек может изменять окружение для
улучшения своего благополучия и производительности. Наука имеет дело с
причинными взаимоотношениями между бытием и энергиями, действующими в пределах
определенного окружения. Таким образом, если наука — в сегодняшних терминах —
принимает определенные основные предпосылки астрологии, она должна исходить из
признания того, что солнечная система как целое (возможно вся галактика)
составляет эффективное окружение человечества; мы увидим, что эмбриональная
«космоэкология» (наука о воздействии космического окружения на биосферу) уже
развивается.
Я определенно считаю, что астрология архаичной эпохи не думала о небесах и
планетах в таком смысле. Она верила в два различных мира:
1) «формирующий» мир небесных Иерархий и звездных или
планетарных богов;
2) мир земных созданий.
Первый управлял вторым и в действительности создал последний. Божественная и
человеческая природа коренным образом отличалась друг от друга. Космические и
планетарные боги исполняли мотив, а все живые существа и земные явления должны
были танцевать под эти ритмы, не имея возможности ускользнуть.
Многие из приверженцев астрологии верят — хотя и не любят признавать это — в
такую дуалистическую картину, даже вопреки утверждениям «звезды побуждают, а не
принуждают». Однако, в период первых двух тысячелетий до н.э. нашлись
некоторые вдохновленные умы, которые начали провозглашать, что в человеке есть
«божественная искра», что он, как Дух, находится в изгнании на Земле — он
послан сюда, чтобы приобрести определенный опыт или отработать прошлую карму —
этот Дух может освободиться от земных оков и: или «возвратиться в свой духовный
дом» или осознать даже здесь свою тождественность с абсолютным божественным
Принципом или Бытием. Иисус учил: «Небесное Царство внутри нас». Греческий
перевод его слов использует термин makarios, означающий «небо». Это означает
великую духовную революцию. Дуальность небеса-земля, божественное-человеческое,
порядок-хаос превратилась в единство. Порядок был везде. Бог был везде. Не
означает ли это, что астрология стала бесполезной?
Так считали большинство отцов Христианства и Церковь в целом. Но астрология
уцелела. Почему? Потому что получил развитие новый подход к ней. Этот новый
подход был заложен в старой аксиоме «Что наверху, то и внизу», т.е. то что
происходит на земле и в человеке «соответствует» тому, что имеет место на небе,
т.е. во вселенной. Другими словами, микрокосм, человек, отражает макрокосм (т.
е. всю вселенную).
Так как астрология развивалась в христианской Европе, она соединила довольно
двусмысленным способом новые принципы «небеса внутри нас» и оккультное
соответствие старой дуалистической картине, согласно которой небесные
боги-творцы управляют сверху человеческой природой.
Но из-за неосознания того, что эти два подхода к астрологии коренным образом
отличаются, хотя могут взаимодействовать и переплетаться друг с другом,
возникла изрядная путаница. Используются старые термины и понятия, которые
недействительны в рамках нового подхода, и эта путаница усугубляется тем, что
современный человек мыслит в терминах гелиоцентрических (Солнце в центре) и
даже галактических понятий, подкрепленных доказательствами современной
космической науки, тогда как терминология, все еще используемая астрологами,
в основном геоцентрическая, т.е. Земля находится в центре. Так, например,
астрологи говорят о «неподвижных звездах», о Солнце «входящем» в зодиакальный
знак или созвездие, о Солнце и Луне как «планетах» и т.д. Также запутанная
ситуация существует и в отношении значений «домов» и новых планет,
«планетарных управителей», достоинства и слабости.
Первое, что необходимо сделать астрологам, если они хотят, чтобы астрология
обрела «респектабельность» и стала академической и законно признанной наукой —
это дать ясное определение используемым терминам, а также согласовать, какое
место система, которой они придерживаются, занимает по отношению ко всей сфере
астрологии, древней и современной. Это очень трудная задача, учитывая то, что
личное мнение отстаивается иногда с почти фанатическим рвением и многие
астрологи преподносят свои находки, основываясь на чисто субъективной почве, т.
е. распространены утверждения типа: «В моем опыте с сотнями карт, я обнаружил...
». Необходимо полное объективное и историческое представление различных путей
использования астрологии — каждый из которых является результатом конкретного
похода к жизни или видения мира и конкретного темперамента, а также
культурно-социального фона. А первым шагом в этом направлении должно быть
признание основного факта, что существуют два основных подхода к астрологии.
Между ними, конечно, нет четкого разделения и каждый берет многое от другого;
однако каждый является выражением основополагающего пути видения человека и
вселенной, окрашивающего каждое используемое астрологическое понятие и метод
интерпретации.
Астрологи могут сказать, что то, что я обсуждаю здесь, ничто иное, как разница
между «мунданной» и «натальной» астрологией, которые представляют две ветви
одного искусства или науки астрологии. Но это возражение относится только к
поверхностному аспекту проблемы, так как существуют два различных пути подхода
в натальной астрологии и, хотя это не столь явно, различные аспекты в мунданной
астрологии. То, что я имею в виду, это фундаментальная позиция астролога (его
культурные и исторические корни) относительно основной цели, значения и
функции астрологии — что будет ясно из дальнейшего рассмотрения.
|
|