Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Клавдий Птолемей :: КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ - Альмагест ИЛИ Математическое сочинение в тринадцати книгах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 654
 <<-
 
конуса (эллипс, в частном случае круг, гипербола и парабола). Вершина этого
конуса есть вершина гномона, а основание — круг видимого суточного движения
Солнца на небесной сфере.
    20. В доказательстве того, что Земля должна находиться в центре Вселенной,
Птолемей исходит из обратного, показывая, что любое ее положение вне этого
центра противоречит наблюдениям.
    14. 
    Птолемей рассматривает несколько возможностей. 1) Земля располагается не в
центре Вселенной, а смещена относительно оси север—юг, оставаясь при этом в
плоскости небесного экватора. В этом случае на земном экваторе день и ночь не
будут равны по продолжительности, а на других широтах равноденствия либо совсем
не будут наблюдаться, либо не будут приходиться на середины интервалов между
солнцестояниями, но это противоречит данным наблюдений. 2) Земля располагается
на оси север—юг, но не в центре Вселенной, а ближе к одному из полюсов.
3) Земля располагается вне центра Вселенной и вне оси север—юг, на произвольном
расстоянии от полюсов. Оба эти предположения также противоречат данным
наблюдений.
    Наконец, последний довод Птолемея: лунные затмения. Они имеют место, когда
Земля, Луна и Солнце находятся на одной прямой, соединяющей диаметрально
противоположные точки эклиптики. Но если Земля смещена относительно центра
Вселенной, затмения будут иметь место, когда это последнее условие нарушается,
что противоречит наблюдениям.
    21.	Сфера неподвижных звезд — последняя, внешняя по отношению к
окружающим неподвижную Землю сферам Луны, Солнца и пяти планет, на которой
согласно модели Птолемея располагались звезды. Птолемей употребляет здесь
выражение «так называемые», поскольку сфера неподвижных звезд, помимо
суточного, совершает еще прецессионное движение параллельно эклиптике.
22.	Об армиллярной сфере см. kh.V, гл.1 и соответствующие комментарии.
    23. Вследствие малости радиуса Земли по сравнению с радиусом сферы
неподвижных звезд суточный параллакс звезды, т.е. угол, под которым с орбиты
неподвижных звезд виден радиус Земли, практически равен нулю. А это означает,
что наблюдения неподвижных звезд, выполненные с поверхности Земли, дадут тот
же результат, как если бы они проводились из ее геометрического центра. О 
суточ-
ном параллаксе в явном виде Птолемей в «Альмагесте» не упоминает. Однако
понятие лунного параллакса играет у него весьма существенную роль при
определении расстояний до Луны и Солнца, а также в теории солнечных затмений.
    24. Словом «стремление» И.Н.Веселовский переводит греческий термин
Ttpooveucfic,, (от глагола «стремиться, тянуться»). В аристотелевской физике 
этот
термин не применялся, хотя само понятие «стремления» — одна из основ динамики
Аристотеля. Он широко оперирует им и в «Метафизике», и в трактате «О небе».
Под «стремлением» понималась некая «способность», тенденция к совершению
действия. В соответствии с характером ее проявления Аристотель оперирует двумя
понятиями. «Стремление» может быть присуще самому телу; это — «естественное
стремление» (рощ). Но оно может быть и внешней причиной, толкающей тело,
побуждающей его к некоторому действию. Это — насильственное «стремление»
(биуацц). «Естественное стремление» проявляется, например, в свободном падении
тела — его движении к центру Земли, «насильственное стремление» — при движении
тела по горизонтальной плоскости или под углом к горизонту. Судя по смыслу
текста Птолемея, его термин Jtpooveuaic, соответствует аристотелевскому ро7гт| 
(см.
также [РА, р.43, п.38]). Термин jtpoovEuaic, употребляется в «Альмагесте» и в 
других
значениях (см. kh.V, гл.5, коммент. 20; кн.VI, гл.11, коммент. 124).
    25. В соответствии с понятием «стремления» Аристотель различает два вида
движения: «естественное» и «насильственное». Источник «естественного движения» 
—
«естественное стремление» как неотъемлемое свойство самого тела. 
«Насильственное
движение» происходит благодаря вмешательству некоей внешней причины движе-
ния — «насильственного стремления», связанного обычно с величиной мускульной
«силы», приложенной к телу, которая и поддерживает движение. Если же тело
отрывается от источника движения, «насильственное стремление» передается ему
последовательно через промежуточную среду. «Естественное движение» происходит
без всякого вмешательства извне. В небесах, где все вечно, неизменно, 
совершенно
и неограниченно, неограниченно и совершенно и «естественное движение», 
равномер-
ное и круговое. В земных условиях, где все преходяще и имеет начало и конец,
«естественное движение» должно быть прямолинейным. В «естественном» движении
тело стремится к своему «естественному» месту. Для тяжелых тел это центр Земли,
    23. 
для легких — самая легкая стихия — огонь, т.е. окружающая Землю огненная
сфера [Аристотель. О небе, II, 13-14; III, 2; IV, 3].
    26.	В своем доказательстве отсутствия поступательного движения у Земли
Птолемей исходит из рассмотренной выше концепции «естественного движения» и
«естественного места». Основа его доказательства — направление «естественного
движения» — падения любого тяжелого тела. Оно происходит по направлению к
центру Земли, образующему прямой угол с касательной плоскостью, проведенной в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 654
 <<-