Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Клавдий Птолемей :: КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ - Альмагест ИЛИ Математическое сочинение в тринадцати книгах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 654
 <<-
 
непреходящая. Частицы эфира заполняют все высшие, «надлунные» сферы. К
эфирным телам Аристотель относит и все небесные светила как «вечные и
нетленные». Именно эти качества эфира определяют и круговые движения светил —
вечные и неизменные [Аристотель. О небе, I, 2-4; II, 7].
    6. Наклонным кругом (кб&с, коккос), т.е. кругом, наклонным к небесному
экватору, Птолемей называет эклиптику.
    7. Здесь Птолемей кратко формулирует основные положения своей геоцентриче-
ской системы: Земля (низший мир) сферична и расположена в центре Вселенной.
Небо (высший мир) также сферично и окружает Землю, которую в сравнении со
сферой неподвижных звезд можно принять за точку. Движение небесной сферы
круговое и равномерное. Далее подробно рассматривается каждое из этих положений.

    У Аристотеля отсутствует теория пространства в современном понимании слова.
Ее заменяет понятие «места» — границы объемлющей тело материальной среды.
Протяженность в пространстве трактуется как непрерывная последовательность
«мест» — объемов, последовательно занимаемых телом в процессе движения. Любое
движение есть изменение «места». Когда Птолемей говорит о движении, изменяющем
место (в переводе Дж.Тумера — «от места к месту»), он, по всей вероятности,
имеет в виду аристотелевскую концепцию движения как последовательности
занимаемых телом «мест». Для Земли — неподвижного центра Вселенной — такое
«изменение», согласно Птолемею, невозможно.
    8.	Согласно Теону Александрийскому, такого рода представления высказывались
последователями философии Эпикура [Rome, 1936, р.338]; см. в этой связи также
[Фрагменты, Ксенофан, 41а], а также [РА, р.38, п.22].
    
    9. Здесь Птолемей, по-видимому, имеет в виду точку зрения, защищавшуюся
Ксенофаном из Колофона (ок. 570-475 до н.э.) и Эпикуром (342-271 до н.э.),
которую позже Теон Александрийский приписывал Гераклиту [Фрагменты,
Ксенофан, 32, 33, 38, 41; Rome, 1936, р.340; РА, р.39, п.23].
    10. Птолемей упоминает здесь о хорошо известном в астрономии явлении: 
Солнце
и Луна кажутся больше вблизи горизонта. Объяснение Птолемея, приведенное в
«Альмагесте», неверно. В действительности увеличения размеров светил не
происходит; это явление имеет чисто психологическую основу. В более позднем
своем труде, «Оптике» (III, 60), он приводит правильное объяснение [Lejeune, 
1956,
р.116; РА, р.39, п.24].
    11.	Птолемей рассматривает круг как многоугольник с бесконечным числом
вершин, а сферу — как аналогичный многогранник с бесконечным числом граней.
Упоминаемые выше положения о том, что площадь круга больше площади любого
многоугольника того же периметра, и аналогичное утверждение для шара и
многогранника доказаны Зенодором (II в. до н.э.) в его сочинении «Об изо-
периметрических фигурах» [История математики, 1970, с.139]. Трактат Зенодора
известен в изложении Теона Александрийского и Паппа Александрийского. См. по
данному вопросу [Heath, 1921, II, р.207-213; Rome, 1936, р.355-379; Тоотег, 
1972].
12.	Буквально «состоящий из частиц, подобных друг другу». См. коммент. 5.
    13.	Говоря о «Земле, взятой в целом», Птолемей имеет в виду, что высотой
гор и возвышенностей, глубиной впадин и т.д. можно пренебречь в сравнении с ее
радиусом.
    14. Основной довод Птолемея при доказательстве сферичности Земли —
неодновременность восходов и заходов одних и тех же светил для наблюдателей в
точках с разными географическими долготами. То же самое касается наблюдения
моментов лунных затмений. О солнечных затмениях речь не идет, так как их
труднее наблюдать вследствие наличия параллакса. Птолемей почему-то не
упоминает здесь об основном и наиболее наглядном доводе Аристотеля в пользу
сферичности Земли — во время лунного затмения тень Земли на поверхности Луны
имеет форму кругового сегмента [Аристотель. О небе, II, 14, 297Ь 24-31 ].
    15. Очевидно среди «некоторых», упоминаемых Птолемеем, имеется в виду
Анаксимандр. Согласно Анаксимандру, Земля имеет форму цилиндра, высота которого
равна одной трети его поперечника. Этот цилиндр неподвижно висит в пространстве,

ни на что не опираясь, так как находится на одинаковом расстоянии от всех точек
«периферии» [Рожанский, 1979, с.139; Фрагменты, Анаксимандр, 11, 25; Tannery,
1893, р.95-96].
16. О «прямой» и «наклонной» сферах см. коммент. 15 к кн.П.
17. Равноденственный круг — небесный экватор. См. коммент. 29.
    18. Круг «через середину зодиака» (6 5ia piacov tcov tpfikov) — еще одно,
причем часто используемое в «Альмагесте», название для эклиптики. Далее речь
идет о знаках зодиака, которые Птолемей называет просто «12-я (часть)»
( бсйббкатгщбрюу), вместо общепринятого греческого ?ф8юу, буквально «животное,
изображение (животного)», желая таким образом, по-видимому, подчеркнуть
различие между эклиптикой как кругом на небесной сфере и зодиаком как полосой
созвездий [РА, р.20—21 ].
    19. Гномон — вертикальный шест, установленный на горизонтальной поверхности
и предназначенный для определения высоты и азимута Солнца. Наблюдения с
помощью гномона основаны на измерении в разное время дня величины и
направления его тени, отбрасываемой на шкалу у его основания. Тень гномона
движется по плоскости его основания и описывает кривые, представляющие собой
конические сечения — линии пересечения этой плоскости и наклонного кругового
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 654
 <<-